ожидали многие другие несчастья и имели дурные приметы, хотя год был хорошим, если не делали обряды, кото- рые установил демон. Ему нужно было устроить праздник и на нем танцевать танец на очень высоких ходулях, приносить ему в жертву головы индюков, хлеб и напитки из кукурузы. Они должны были приносить ему в жертву собак, сделанных из глины с хлебом на спине, а старухи должны были танцевать с ними в руках и приносить ему в жертву собачку, которая име- ла бы черную спину и была бы девственной. Наиболее набож- ные из них должны были проливать свою кровь и смазывать ею камень бога Чак Акан-тун. Этот обряд и жертвоприноше- ние они считали приятными своему богу Яш Коках Мут.
ГОД СО ЗНАКОМ ИШ
В год, воскресной буквой которого была Иш, а знамени- ем Сак Кими, после избрания князя для проведения празд- ника они делали изображение демона, называемого Сак-у- Вайеяб, и относили его на курганы из камня в северной стороне, где в прошлом году бросили его. Делали статую де- мона Ицамна, и помещали ее в доме князя, и все вместе по украшенной улице шли благоговейно за изображением Сак- у-Вайеяб. Придя, они кадили ему, как это обычно делали, обезглавливали курицу, помещали изображение на жердь, называемую сак-хиа, и несли ее с благоговением и танцами, которые они называют алкав тан к.ам ахад. Им выносили обычный напиток на дорогу; придя в дом, они помещали это
изображение перед статуей Ицамна и там ему подносили все свои дары и делили их. Статуе Сак-у-Вайеяб они подноси- ли голову индюка, пироги из перепелок, другие вещи и их напиток. Некоторые проливали кровь и смазывали ею ка- мень демона Сак Акантун. Таким образом они чествовали идолов в дни до нового года и кадили им своими курениями, пока по наступлении последнего дня не относили Ицамну в храм, а Сак-у-Вайеяб в западную сторону и оставляли его там, чтобы взять на следующий год.
Несчастья, которых они опасались в этот год, если были небрежны в этих своих обрядах, были слабость, обмороки, болезнь глаз. Они считали его плохим годом для хлеба, но хорошим для хлопка. Этот год, когда воскресная буква была Иш и Бакаб Сак Кими царствовал, они считали тяже- лым годом, ибо говорили, что испытают многие бедствия; так, говорили они, будет большой недостаток воды и много солнца, которое высушит поля кукурузы, отчего произойдет большой голод, от голода кражи, от краж рабы и продажа тех, кто совершил кражи. От этого у них должны были про- изойти раздоры и войны между ними самими и с другими селениями. Они говорили также, что предстояла перемена власти сеньоров и жрецов из-за войн и раздоров. У них бы- ло также предсказание, что если кто-нибудь из них попыта- ется стать сеньором в этот год, то не преуспеет в этом. Гово- рили также, что могла появиться саранча и многие из их селений обезлюдели бы от голода.
Чтобы отвратить все или некоторые из этих несчастий, которых они ожидали, демон повелел им делать идола, ко- торого они называли Кинич Ахау Ицамна, и поместить его в храме, где они жгли ему многие курения и приносили мно- гие дары и молитвы, проливая свою кровь, которой смазы- вали камень демона Сак Акантун. Они совершали многие танцы, и, как обычно, танцевали старухи. В этот праздник
они делали снова маленькую молельню для демона или об- новляли ее и в ней собирались приносить жертвы и дары де- мону и чтобы всем устроить торжественное пиршество, ибо этот праздник был общим и обязательным. Находились не- которые святоши, которые по своей воле и по своему благо- честию делали другого идола, подобного упомянутому вы- ше, помещали его в другие храмы, где подносились дары и устраивалось пиршество. Эти пиршества и жертвоприно- шения они считали очень приятными своим идолам и сред- ством освободиться от предсказанных несчастий.
ГОД СО ЗНАКОМ КАВАК
В год, воскресной буквой которого был Кавак, а знаме- нием Хосан Эк, избрав князя для проведения праздника, они делали изображение демона, называемого Эк-у-Вай- еяб, и относили его на курганы из камня в западной сторо- не, где его оставили в прошлом году. Делали также статую демона, называемого Вак Митун Ахау1, и помещали ее в подходящее место в доме князя. Оттуда все шли в мес- то, где было изображение Эк-у-Вайеяб, очень украсив для этого дорогу. Подходя к нему, жрец и сеньоры кадили, как обычно, и обезглавливали курицу. Сделав это, брали изображение на жердь, которую называли яшек, и поме- щали на спину изображения череп, мертвого человека и сверху питающуюся трупами птицу, называемую куч, в знак большой смертности, ибо этот год они считали очень плохим.
Они