Стогов Илья

Священные письмена Майа

ним в другой год. Они оставляли его там и расходились в свои дома зани- маться там тем, что полагалось сделать каждому к праздно- ванию нового года.

Исполнив церемонии и изгнав демона, по их ложному мнению, они считали этот год хорошим, так как со знаком Кан царствовал Бакаб Хобниль, который, говорили они, не имел греха, как его братья, и поэтому с ними не случались несчастия при нем. Но так как во многих случаях они были, демон установил совершаемые ему обряды таким образом, что, когда случались несчастия, их приписывали греху при обрядах или греху исполнителей обрядов, и они оставались всегда в заблуждении и ослеплении.

Он повелел им, чтобы они делали идола, которого назы- вали Ицамна Кавиль1, помещали его в храме и жгли ему во дворе храма три шарика из сока или смолы, которые они на- зывали кик, и приносили ему в жертву собаку или челове- ка, что они делали, соблюдая порядок, который я уже опи-

Бог податель пищи.

сал, бывший при жертвоприношениях. Но способ приносить жертву на этом празднике отличался. Они делали во дворе храма большой курган из камней и клали человека или соба- ку, которых должны были принести в жертву, на что-либо бо- лее высокое, чем он; связанную жертву, брошенную с высоты на камни, схватывали служители и с большой быстротой вы- рывали сердце, несли к новому идолу и подносили ему между двумя тарелками. Подносили другие дары из пищи. В этот праздник старухи селения, избранные для этого, танцевали, одетые в особенные одеяния. Они говорили, что спускался ангел и принимал это жертвоприношение.

ГОД СО ЗНАКОМ МУЛУК

В год, воскресная буква которого Мулук, знамением был Кан Цик Наль. Когда приходило его время, сеньоры и жрец избирали князя, чтобы справить праздник. Избрав его, делали, как в предыдущий год, изображение демона, которого называ- ли Чак-у-Вайеяб, и относили его на курганы из камня, бывшие в восточной стороне, где они оставили прошлогоднее изображе- ние. Делали статую демона, называемого Кинич Ахау, и по- мещали ее в подходящее место в доме князя; оттуда по очень чистой и украшенной дороге шли все вместе, с их обычным бла- гочестием, к изображению демона Чак-у-Вайеяб.

Когда они подходили, жрец кадил ему 53 зернами размо- лотой кукурузы, смешанной с их курением, которое они на- зывают саках. Жрец давал сеньорам, чтобы они положили в жаровню еще курение, называемое чахалъте. Затем они обезглавливали курицу, как в прошлый год, и, взяв изобра- жение на жердь, называемую чакте, относили, сопровож-

Владыка с солнечным глазам.

дая ее с благоговением и танцуя танцы войны, которые они называют холькан-окот и бателъ-оиот. Сеньорам и знатным выносили на дорогу напиток из 380 зерен поджа- ренной кукурузы, как прежде.

Придя в дом князя, они помещали это изображение про- тив статуи бога Кинич Ахау и делали ему все свои приноше- ния, которые делили, как и другие. Подносили изображению хлеб, сделанный наподобие желтков яиц, другие с сердцами оленей и еще другой, сделанный с разбавленным перцем. Находились многие, которые проливали кровь, надрезая се- бе уши и смазьтая кровью бывший там камень демона по имени Чак Акантун. Сюда брали мальчиков и извлекали у них насильно кровь из ушей, делая на них надрезы. Они чествовали эту статую до конца роковых дней и в это время жгли ей свои курения. Когда дни проходили, они относили изображение, чтобы оставить в северной стороне, куда они должны были идти брать ее на следующий год; а другую от- носили в храм, после чего расходились в свои дома занимать- ся приготовлением к своему новому году. Они опасались, ес- ли не делали упомянутые вещи, большой болезни глаз.

Этот год, в который буква Мулук была воскресной и цар- ствовал Бакаб Кан Цик Наль, они считали хорошим годом, ибо говорили, что он был лучший и старший из этих богов Бакабов, и поэтому они упоминали его первым в своих мо- литвах. Но со всем тем, однако, демон повелел, чтобы они делали идола, называемого Яш Коках Мут1, помещали его в храме, убирали прежние изображения, делали во дворе пе- ред храмом возвышение из камня, на котором сжигали свое курение и один шарик из смолы или сока, кик, совершая там молитву идолу и прося у него помощи от несчастий, предстоявших в этом году, которыми были недостаток воды,

1 Зеленый светляк-птица или зеленый светляк-фазан.

изобилие отпрысков у кукурузы и тому подобное. Как сред- ство от этого демон им повелел приносить ему в жертву бе- лок и покров без узоров; его должны были ткать старухи, которые имели обязанность танцевать в храме, чтобы смяг- чить бога Яш Коках Мут.

Они