после смерти другая жизнь, более хорошая, ко- торой наслаждались души, отделившись от тела. Эта будущая жизнь, говорили они, разделяется на хорошую и плохую жизнь, тягостную и полную отдыха. Плохая и тягостная, гово- рили они, для людей порочных; хорошая и приятная для тех, кто хорошо жил по своему образу жизни. Наслаждения, кото- рых, по их словам, они должны были достичь, если были хо- рошими, заключались в том, чтобы идти в место очень прият- ное, где никакая вещь не причиняла им страдания и где было изобилие очень сладостной пищи и дерево, которое они назы- вали там Яшче, то есть сейба, очень прохладное и с большой тенью, под ветвями которого, в тени, они отдыхали и весели- лись все время.
Наказание за дурную жизнь, которое, по их словам, должны были получить злые, состояло в том, чтобы идти в место более низкое, чем какое-либо другое - они его на- зывают Метналь, что означает ад, - ив нем подвергаться истязаниям демонов и мукам голода, холода, усталости и пе- чали. Они считают, что в этом месте находится демон, князь всех демонов, которому они все подчиняются, и называют его на своем языке Хун Ахау.
Они говорят, что эти жизни, хорошая и плохая, не имеют конца, ибо не имеет его душа. Они говорили также и считали вполне достоверным, что в этот их рай шли те, которые пове- сились. И поэтому были многие, которые из-за небольшой печали, тягости или болезни повесились, чтобы избавиться от них и идти блаженствовать в свой рай, где, говорили они, вы- ходила их принимать богиня виселицы, которую они называ- ли Иш Таб. Они не помнили о воскресении тел и не могут объяснить, от кого они получили сведения об этом их рае и аде.
КАЛЕНДАРЬ
Солнце не скрывается и не удаляется от этой земли, так что ночи никогда не становятся длиннее, чем дни; при наи- большей своей длине ночь равна дню, что бывает от дня св. Андрея до дня св. Люции1, после чего дни начинают вновь увеличиваться.
Они руководствовались ночью, чтобы узнать время, Ве- нерой, Плеядами и Близнецами. Днем они ориентировались по полдню и имели названия отдельных частей дня от восхо- да до заката, по которым они рассчитывали и регулировали свои работы.
Их год, совершенно как наш, состоит из 365 дней и 6 ча- сов; они делят его на месяцы двумя способами: одни месяцы по 30 дней, которые называются у, что значит луна; их они считали от появления новой луны до исчезновения.
Другой род месяцев имел по 20 дней, и их они называют виналь-хун-экех. Этих месяцев целый год имеет 18 и еще 5 дней и 6 часов. Из этих 6 часов образуется каждые четы- ре года один день, и таким образом они имели через четыре года один год в 366 дней.
Для этих 360 дней у них есть 20 букв, или знаков, кото- рыми их обозначают, оставляя без названия остальные пять2, потому что они их считают роковыми и плохими. Это следующие буквы, и каждая из них будет иметь сверху свое название, как слышится, записанное нашими буквами.
Я уже сказал, что индейцы считают по пятеркам, а из че- тырех пятерок получается двадцать. Таким образом, из зна- ков, которых 20, они выбирают первые в четырех пятерках, составляющих 20, и каждый из них служит в течение одно-
1 С 10 по 23 декабря.
2 Майя называли эти пять дней - дни без имени.
го года, чтобы начинать все первые дни 20-дневных меся- цев, подобно тому, как у нас употребляются наши воскрес- ные буквы.
Среди множества богов, которых почитал этот народ, они почитали четырех, называя каждого из них Бакаб1. Они, как говорили, были четырьмя братьями, которых бог поместил, когда сотворил мир, в четырех частях его, для поддержива- ния неба, чтобы не упало. Говорили также об этих Бакабах, что они спаслись, когда мир был разрушен потопом2. Каж- дому из них дают другие имена и вместе с ними приписыва- ют ему часть света, где бог определил ему место, чтобы под- держивать небо, и присваивают одну из четырех воскресных букв ему и части света, где он находится. У них отмечены бедствия и счастливые события, которые, как они говорили, должны случиться в год каждого из них, обозначенный со- ответствующими буквами.
Демон, обманувший их в этом, как и в остальных вещах, установил обряды и приношения, которые они должны были совершать, чтобы избежать несчастий. Поэтому, если они не наступали, они говорили, что это по причине обрядов, кото- рые они совершили для него. Если же наступали, то жрецы заставляли население считать и верить, что это было из-за греха или ошибки в обрядах или из-за тех, кто их совершал.
Итак, первая из воскресных букв есть Кан. Год, обозначае- мый этой буквой, имел предзнаменование