виде- ли, им следует верить, и если они это делали, то остальные им больше доверяли. Они были настолько уважаемы при этом, что юноши не обращались к старикам, кроме как в не- избежных делах, например юноши при женитьбе; с людьми женатыми они общались тоже очень мало.
Поэтому был обычай в каждом селении иметь большой выбеленный дом, открытый со всех сторон, в котором юно- ши собирались для своих развлечений. Они играли в мяч, в игру с бобами, как в кости, и во многие другие игры. Они спали там же вместе почти всегда до женитьбы. Если я слышал, что в других местностях Индий обычен гнусный грех в подобных домах, то в этой земле я не слышал, чтобы они совершали таковой, и полагаю, что они не делают это- го, ибо говорят об удрученных этим гибельным несчастьем, что они не являются такими любителями женщин, какими были эти. Ибо в эти места они приводили публичных жен- щин и в них пользовались ими. Несчастные, которые среди этих людей занимаются этим ремеслом, хотя они получали от них вознаграждение, но было столько юношей, которые их посещали, что они доводили их до изнеможения и смер- ти. Юноши раскрашивали себя в черный цвет до вступле- ния в брак и не имели обыкновения татуироваться до брака или же татуировались немного. В остальных вещах они сле- довали всегда своим отцам, привыкали быть столь же хоро- шими идолопоклонниками, как они, и помогали им много в работах.
Индианки воспитывали своих детей очень сурово, ибо новорожденного четырех или пяти дней от роду клали рас- тянутым в маленькую кровать, сделанную из прутьев, и там, повернув ртом вверх, они ему клали голову между двумя до- щечками, одна на затылке, другая на лбу, между которыми ее сжимали с силой, и держали его там в мучениях, пока, по прошествии нескольких дней, голова его не становилась сплющенной и деформированной, как это у них было в обы- чае. Было столько неудобства и опасности для бедных де- тей, что некоторые рисковали погибнуть; автор этой книги видел, как у одного голова продырявилась сзади ушей, и так должно было происходить со многими.
Они растили их обнаженными и только с 4-5 лет давали им накидку для сна и несколько поясков, чтобы прикрыть на- готу, подобно своим отцам, а девочек они начинали покрывать от пояса вниз. Они сосали долго, ибо матери никогда не пере- ставали давать им молоко, пока могли, хотя бы они были 3 или 4 лет, почему и было среди них столько людей очень крепких. Они росли два первых года удивительно красивыми и упитан- ными. Затем от непрерывных купаний их матерями и от солн- ца они становились смуглыми. Они были все время детства живыми и резвыми, всегда ходили с луком и стрелами, играя друг с другом, и так они росли, пока не начинали следовать образу жизни юношей, держать себя более на их манер и ос- тавлять детские дела.
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА И КОСМЕТИКА
Индианки Юкатана в общем лучшего сложения, чем ис- панки; они крупнее, хорошо сложены и не имеют таких бе- дер, как негритянки. Кичатся красотами те, кто их имеет, и действительно они не безобразны. Они не белые, но смут-
лого цвета, больше по причине солнца и беспрерывного ку- панья, чем по своей природе. Они не подправляют лица, как наш народ, и это считают бесстыдством. У них есть обычай подпиливать себе зубы, оставляя их как зуб пилы, и это они считают изящным; занимаются этим ремеслом старухи, под- пиливая их с помощью определенных камней и воды.
Они прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в от- верстие камень янтарь, и считали это нарядным. Они прока- лывали уши, чтобы вставить серьги, подобно своим мужьям. Они татуировали себе тело от пояса вверх, кроме грудей из- за кормления, более изящными и красивыми рисунками, чем мужчины. Они купались очень часто в холодной воде, как мужчины, но они не делали это с достаточной скромностью, ибо им случалось обнажаться догола у колодца, куда они при- ходили за водой для этого. У них был еще обычай купаться в горячей воде с паром, но это редко и больше для здоровья, чем для чистоты.
Они имели обычаи натираться красной мазью, как мужья, а те, кто имел возможность, добавляли пахучую камедь, очень липкую; я считаю, что это жидкий янтарь, который на своем языке они называли иш тахте. Этой камедью они смазыва- ли особый брусок, вроде мыла, украшенный изящными узора- ми; им они смазывали груди, руки и плечи и делались наряд- ными и надушенными, как им казалось; он сохранялся у них много дней, не выдыхаясь, соответственно качеству мази.
Они носили очень длинные волосы и делали и делают сей- час из них очень изящную прическу, разделив на две