яда, хотя имели в изобилии яды, которыми можно отравить стрелы.
У них были топорики из определенного металла такой формы, которые прилаживали к деревянной рукоятке. Они служили оружием и для обработки дерева. Лезвие делали ударами камня, так как металл мягкий. У них были короткие дротики в один эстадо длиной с наконечниками из твердого кремня, и они не имели другого оружия, кроме этого.
Для защиты у них были щиты, которые они делали из расщепленного тростника, тщательно сплетенные, круглые и отделанные кожей оленя. Они делали панцири, стеганные из хлопка и крупной соли, набитой в два ряда или слоя, и они были крепчайшие. Некоторые сеньоры и капитаны име- ли как бы шлемы из дерева, но их было немного. С этим
оружием они ходили на войну; плюмажи и шкуры тигров и львов надевали те, кто их имел.
У них были всегда два капитана, один постоянный и на- следственный, другой избранный со многими церемониями на три года, чтобы устроить праздник, который справлялся в их месяц Паш и приходился на 12 мая, или в качестве ка- питана другого отряда на войне. Они называли его након; он не должен был в эти три года знать женщину, даже собст- венную жену, и есть мясо; они оказывали ему большое по- чтение и давали ему для еды рыб и игуан, которые подобны ящерицам. Он не опьянялся в это время и имел в своем до- ме сосуды и вещи для своего пользования отдельно; ему не служили женщины, и он не общался много с народом.
Когда три года проходили, все было как прежде. Эти два капитана обсуждали военные дела и приводили свои дела в порядок. Для этого в каждом селении были люди, избран- ные как солдаты, чтобы при нужде прийти на помощь с ору- жием; их называют хольканы, и если не хватало этих, соби- рали еще людей, приводили в порядок и делили между собой. С высоким знаменем во главе они выходили в глубоком мол- чании из селения и так шли атаковать своих врагов, с боль- шими криками и жестокостями, где заставали врасплох.
На дорогах и в проходах враги выставляли против них лучников в укреплениях, обычно сделанных из камня или из дерева и кольев. После победы они вырывали у мертвых че- люсть и, очищенную от мяса, держали в руке. Во время сво- их войн они приносили большие жертвы из добычи, а если брали в плен какого-либо выдающегося человека, его тотчас приносили в жертву, потому что не хотели оставлять в жи- вых того, кто мог бы причинить вред после. Остальные лю- ди, взятые в плен, были во власти того, кто их захватил.
Этим хольканам, кроме военного времени, не платили жа- лованья, а тогда им давали капитаны известную сумму денег,
но немного, потому что она была из их средств; если не хва- тало, то селение ему помогало. Селение давало им также пи- щу, и ее приготовляли для них женщины; ее носили на спине из-за недостатка вьючного скота, и поэтому их войны дли- лись недолго. Закончив войну, солдаты совершали многие бесчинства в своих селениях, пока сохранялся дух войны; сверх того, они привыкали к служению и усладам, и если кто- либо убил на войне какого-нибудь капитана или сеньора, его очень почитали и чествовали.
НАКАЗАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
У этого народа остался от времен Майяпана обычай на- казывать прелюбодеев следующим образом: сделав рассле- дование и уличив кого-либо в прелюбодеянии, начальники собирались в доме сеньора; приведя прелюбодея, привязы- вали его к столбу и передавали его мужу виновной женщи- ны; если он его прощал, виновный был свободен, если же нет, то убивал его большим камнем, брошенным в голову с высоты. Для жены достаточным возмездием было бесчес- тие, которое было велико, и обычно за это их бросали.
Наказанием человекоубийцы была смерть от преследований родственников убитого, хотя бы убийство было случайным1, или иначе он должен был уплатить за убитого. Кражу искупа- ли и наказывали обращением в рабство, хотя бы была очень ма- ленькая кража2, и поэтому у них было столько рабов, особенно во время голода, и из-за этого мы, братья, столько трудились при крещении индейцев, чтобы они дали им свободу.
1 Убийцу убивали тем же способом, каким он убил свою жертву, хотя и не во всех случаях.
2 Вор оставался рабом до тех пор, пока он не был в состоянии заплатить за украденное.
Если они были сеньорами или людьми знатными, собира- лось все селение; схватив его, они в наказание надрезали ему лицо от подбородка до лба по бокам, что у них считалось большим бесчестием.
Юноши очень уважали стариков и спрашивали у них со- ветов, а они таким образом хвастались мудростью стариков. Старики говорили юношам, что, так как они больше их