Стогов Илья

Священные письмена Майа

и полагали, что с ними случится что-либо дурное. Во время некоторых постов при их праздниках они не ели мяса и воздерживались от жен- щин. Получение должности на праздниках всегда было свя- зано с постами, равно как и должности общины. Некоторые посты столь долгие, что продолжались до трех лет, и нару- шить все эти посты было большим грехом.

Они были столь преданны своим идолопоклонническим молитвам, что во время нужды, вплоть до женщин, детей и девушек, все занимались этим, то есть жгли курения и умо- ляли бога освободить их от зла и сдержать демона, который им его причинил.

Путники в дороге также носили курения и тарелочку, на которой их сжигали. Ночью, куда бы они ни прибывали, они ставили три маленьких камня, клали на них немного ку- рения и ставили их перед другими тремя ровными камнями, на которые бросали курение, прося бога, которого они назы- вали ЭкЧуах, о благополучном возвращении в свои дома, где не было недостатка в тех, кто делал для них еще столько же курений и даже больше.

У них было множество идолов и храмов, пышных на свой лад, и даже, кроме общих храмов, сеньоры, жрецы и знатные

люди имели молельни и идолов в доме для своих частных мо- литв и жертв. Они испытывали к Косумелю и к колодцу Чи- чен-Ицы такое уважение, как мы к местам паломничества в Иерусалиме и Риме. Они также ходили посещать и прино- сить дары, главным образом на Косумель, как мы в святые места; те же, которые не шли, всегда посылали свои дары. Те, которые шли, имели обычай входить также в покинутые хра- мы, когда проходили мимо них, чтобы молиться и жечь копал.

Они имели столько идолов, что им даже не хватало для них богов; поэтому не было животных или рептилий, статуй которых они не делали бы, и все их делали наподобие своих богов и богинь. У них были некоторые идолы из камня, но очень мало, другие делались из дерева и небольшого раз- мера, хотя не такого, как из глины. Идолы из дерева уважа- лись настолько, что они наследовались и поэтому считались главным в наследстве. Идолов из металла они не имели, по- тому что прежде металла не было. Они хорошо знали, что идолы были вещами мирскими, мертвыми и без божества, но их почитали за то, что они изображали, и поэтому их де- лали со столькими церемониями, особенно идолов из дерева.

Из них наибольшими идолопоклонниками были жрецы, чиланы, колдуны и лекари, чаки и наконы. Обязанностью жрецов было заниматься их науками и обучать им, объяв- лять об опасностях и средствах от них, провозглашать и закрывать праздники, приносить жертвы и управлять их святынями. Обязанностью чиланов было давать жителям ответы от демонов, и они были настолько почитаемы, что, случалось, их носили на плечах. Колдуны и лекари лечили кровопусканиями, делаемыми в части, где болит у больного, и бросали жребий, чтобы предсказывать, при исполнении сво- их обязанностей и в других случаях. Чаки - это четыре ста- рых человека, избираемых всегда заново, чтобы помогать жре- цу хорошо и полностью проводить праздники. Наконы - два

должностных лица. Один постоянный и мало уважаемый, ибо это был тот, кто рассекал грудь лицам, которых прино- сили в жертву. Другой был выборный капитан для войны и некоторых праздников, он избирался на три года и поль- зовался большим уважением.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

В одних случаях они приносили в жертву собственную кровь, разрезая уши кругом лоскутками и так их оставляли в знак жертвы. В других случаях они протыкали щеки или нижнюю губу, или надрезали части своего тела, или проты- кали язык поперек с боков и продевали через отверстие со- ломинку с величайшей болью. Или же надрезали себе край- нюю плоть, оставляя ее, как и уши. В этом ошибся историк Индий1, сказавший, что у них есть обрезание.

В других случаях они делали бесчестное и печальное жертвоприношение. Те, кто его совершал, собирались в хра- ме, где, став в ряд, делали себе несколько отверстий в муж- ских членах, поперек сбоку, и, сделав это, они продевали че- рез них возможно большее количество шнурка, сколько могли, что делало их всех связанными и нанизанными; так- же они смазывали кровью всех этих членов статую демона. Тот, кто больше сделал, считался наиболее мужественным. Их сыновья с детства начинали заниматься этим, и ужасная вещь, как склонны они были к этому.

Женщины не применяли этих кровопролитий, хотя они были достаточно набожны. Кроме того, кровью всех живот- ных, которых они могли добыть, как птицы небесные, зем-

1 Имеется в виду Гонсало Фернандес де Овиедо-и-Вальдес, автор книги Общая и естественная история Индий.

ные звери и