СВЯЩЕННЫЕ ПИСЬМЕНА МАЙЯ
Санкт-Петербург
АМФОРА
2000
УДК 82/89 ББК 83.3(0)3 С 25
Составитель Илья Стогов
Перевод Р. В. Кинжалова и Ю. В. Кнорозова
Оформление книги выполнено Алексеем Горбачевым по эскизу Вадима Назарова
С 25 Священные письмена майя: Пополь-Вух; Рабиналь-ачи / Пер. Р. В. Кинжалова. Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане / Пер. Ю. В. Кнорозова. - СПб.: Амфора, 2000. - 351 с. ISBN 5-8301-0184-Х
ISBN 5-8301-0184-Х
c Р. Кинжалов, вст. статья, перевод, приме- чания, 2000.
c Ю. Кнорозов, перевод, примечания, 2000. c Амфора, оформление, 2000.
КЕЦАЛЬ И КРЕСТ
Крест - символ христианства. У древних индейцев Мексики и Гватемалы птица кецаль с ее изумрудного цвета оперением была свя- зана с представлениями об изобилии, воде и растительности, а затем и знатности. Кецаль не может жить в неволе. У индейцев он стал сим- волом свободы.
Столкновение и взаимопроникновение двух культур, олицетворяе- мых этими символами, и породило современную латиноамериканскую культуру.
Но сперва - немного истории.
1Первыми белыми, ступившими на берег Мексики, были участники разведывательной экспедиции Франсиско Эрнандеса де Кордовы. В 1517 году на мысе Коточе (полуостров Юкатан) они впервые встре- тились с индейцами майя. Испанцев удивила высокая культура абори- генов. Индейцы впервые познакомились с огнестрельным оружием.
На следующий год губернатор острова Куба выслал еще одну экс- педицию. На этот раз ее участники достигли границ ацтекской импе- рии. О странных пришельцах было доложено императору Монтеку- соме в столицу империи, город каналов Тёночтитлан. Тот приказал не трогать их, а лишь наблюдать.
Весной 1519 года с Кубы для завоевания новооткрытых земель от- правляется большая военная экспедиция. Командовал ею 35-летний искатель приключений Эрнандо Кортес. В его распоряжении было 110 матросов, 553 солдата и 13 артиллеристов. Население одного только Теночтитлана составляло тогда несколько десятков тысяч мужчин, способных держать оружие.
Несмотря на это, уже через три месяца Кортес стоял под стенами ацтекской столицы. Его отряд преодолел труднопроходимые горы,
неведомые болезни, губительный климат, сопротивление племен. Им- ператор Монтекусома, отважный воин и хитрый владыка, теряется и медлит. Испанцам разрешено вступить в город.
Дальнейшее известно. Кортес берет Монтекусому в заложники. Ацтекские жрецы демонстрируют пришельцам алтарь, на котором они приносят человеческие жертвы. (Один из конкистадоров позже вспоминал: Смрад там стоял больше, чем на скотобойне у нас в Ка- стилии.) Рядом с алтарем располагается здание, где хранятся черепа убитых - около 136 тысяч.
Испанцы возмущены увиденным. На башне главного храма Те- ночтитлана они строят часовню во имя Девы Марии Гваделупской. Когда ацтекские вельможи собираются неподалеку от часовни на пра- здник своих жестоких богов, конкистадоры атакуют безоружных ин- дейцев и убивают их всех. В ответ столица восстает против пришель- цев. В это же время с Кубы прибывает отряд, посланный, чтобы арестовать Кортеса за превышение полномочий. Однако каждый раз лично ведя в бой свое немногочисленное войско, Кортес всюду выхо- дит победителем.
Спустя два года после начала экспедиции последний независимый правитель ацтеков был пленен и позднее повешен. Империя переста- ла существовать.
Ко времени, когда Кортес впервые увидел храмы и пирамиды Те- ночтитлана, культура индейцев Центральной Америки насчитывала не менее трех с половиной тысячелетий истории.
Археологи утверждают, что еще до нашей эры здесь имелись цик- лопические дворцы и скульптуры, ритуальный календарь и иерогли- фическая письменность. У какого именно индейского народа впервые зародилась письменность, историкам неизвестно. Скорее всего, это был легендарный древний народ ольмеков.
В окончательном виде система индейской иероглифики сложилась у майя. Через определенные промежутки времени майяские жрецы воздвигали украшенные надписями каменные стелы. Самая древняя из открытых на сегодня стел датируется 36 годом нашей эры. В Ев- ропе в этом году правил римский император Тиберий, тот самый, при котором был распят Иисус Христос.
Письменность индейцев Центральной Мексики была пиктографи- ческой и идеографической: то есть понятие взятие города, напри- мер, передавалось рисунком горящего храма, путешествие - це- почкой следов и так далее. Испанские хронисты в один голос говорят о многочисленных иероглифических рукописях индейцев. Существо- вали библиотеки и залы, где рукописи читались вслух. Однако