зал', находящийся в животе - селезенка.
Три ближайших ко входу дворца (нижнего ряда для головы, переднего - для груди и живота) вместе с боковыми павильонами образуют три 'желтых двора' (хуан тин), центром которых для головы являются глаза, для груди - сердце, а для живота - селезенка. Вход во дворец охраняется духами, населяющими боковые помещения. Так, уши это 'башни' колокола и барабана, с которых объявляют о посетителях.
У входа в верхнее 'поле киновари', в середине лба над бровями, расположены: справа 'желтый портик' (хуан цюе), слева - 'пурпурная терраса' (цзян тай). Они охраняют вестибюль входа 'двойное поле, охраняющее пространство в один цунь' (шоу цунь шуан тянь), которое расположено между бровями. Брови называются 'цветочными покрывалами' (хуа гай). Правый глаз - западный, или белый, дворец. Левый - восточный, или синий, дворец. Они сообщаются с 'дворцом светлого зала', за которым находится комната новобрачных' (или 'потайная') со множеством павильонов. Сначала идут жилище сокровенной эссенции' (сюань цзин шэ) и 'темный портик' (ю цюе), затем 'желтый портик' (хуан цюе) - справа и 'красные ворота' (цзы ху) - слева'3.
Перейдем теперь к рассмотрению основных даосских способов 'питания жизни', рекомендуемых для достижения бессмертия4.
Среди многих способов дыхания наибольшей известностью пользовался способ 'эмбрионального дыхания'. Свое название этот способ получил потому, что стремился воспроизвести дыхание плода в утробе матери. Даосы учили, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли 'воротами судьбы' (мин мэнь). Всем практикующим дао рекомендовалось овладеть эмбриональным дыханием, т.е. дышать как плод в материнском чреве. Даосы считали этот способ дыхания основой жизни, полагали, что с его помощью можно достичь состояния зародыша, изгнать старость, 'возвратиться к истоку, вернуться к основе', а это означало достижение конечной цели.
'Эмбриональное дыхание' было открыто в начале эпохи Тан. В даосских сочинениях оно определялось как внутреннее дыхание, то, которое использует внутренний воздух, находящийся в теле человека изначально. Что касается внешнего дыхания, то оно использует воздух внешний. Существовало множество 'старых', дотанских, теорий внешнего дыхания. Так, в небольшом даосском сочинении IV в. приводится следующий способ дыхания внешним воздухом: каждый день на восходе солнца, повернувшись лицом на восток, следует пополоскать рот слюной и затем проглотить ее. После этого 'поглощать воздух' сто или более раз. Закончив дыхательный цикл, следовало дважды поприветствовать солнце. Поскольку, однако, считалось, что не все могут дышать этим способом с легкостью, необходимой для достижения бессмертия, рекомендовались подготовительные операции: уединившись в приготовленном специально для этого случая помещении, лечь на удобную постель, принять правильное положение, закрыть глаза и задержать, 'запереть' воздух в груди, заткнув нос пухом и не разжимая рта.
Представляется несомненным, что дыхательные упражнения существовали в Китае уже в глубокой древности. Так, надпись на двенадцати нефритовых табличках, датируемых VI в. до н.э., рекомендует задерживать воздух, дабы он накапливался и увеличивался в объеме, после чего его надлежало направить вниз, где он успокаивался, а затем сгущался и пускал ростки. Когда он разрастался, его следовало снова направить вверх, чтобы он достиг темени [27, c.143-144].
Такие авторитетные классические трактаты даосизма, как 'Дао дэ цзин', 'Чжуан-цзы', 'Хуайнань-цзы' содержат отрывки, в которых упоминаются дыхательные упражнения, однако, если 'Дао дэ цзин' рекомендует их, то в 'Чжуан-цзы' и 'Хуайнань-цзы' о них говорится в предубеждением.
Как уже отмечалось, 'эмбриональное дыхание' стало известно лишь в период Тан, когда значительно изменились идеи даосов о технике дыхания и когда они обратили внимание на циркуляцию воздуха в теле человека. Дыхание было подразделено на внешнее и внутреннее. По представлениям даосов того времени, внутренней воздух выходил из 'поля киновари', из области печени и диафрагмы. Этот внутренний воздух, содержавшийся в теле каждого отдельного человека, назывался еще 'изначальным воздухом' (юань ци). Даосы полагали, что 'изначальный воздух' в человеке соответствует изначальному воздуху Неба и Земли, что человек получает этот изначальный воздух Неба и Земли при своем рождении, что этот воздух становится его 'духом' (шэнь) и его телом (син), что человек получает изначально единый воздух, который становится также его слюной