Неизвестен

Золотая ветвь (Часть 5)

построенная как раз напротив античнвй колонны. К ней стекаются бальные лихорадкой: прикрепив, к колонне навощенную нить, они уверяют себя, что перенесли на нее свою бошеэнь. Жители Бранденбургсжой Марки

-----------------------

Бранденбургская Марка (маркграфство) по средней Эльбе была основана в XII веке иа месте славянского княжества Б рани-бор. Позже стала ядром Прусского королевства (с 1701 г.).

утверждают, что, если вы страдаете головокружением, вам нужно раздеться догола и после зашща солнца трижды йФежать вокруг засеянного лигам коля. Лен примет ваше гождажруже-ше на себя, и вы поправигтесь.

Чаще всего, однако, болезни и другие иаяасти переносятся в Европе на деревья и кустарники. Па мневиго болгар, чтобы вылечить лихорадку, нужно на восходе солнца трижды обежать вокруг ивы, приговаривая: «Тебя будет трясти даноб, а меня будет греть солнце». На греческом острове Ка;рпатос жрец обвязывает вокруг шеи больного красную нжть. На следующее утро друзья снимают инть с его шеи, отправляются на склон горы и там привязывают нить к дереву, веря, что переносят болезнь на дерев». Итальянцы также избавляются от лихорадки, «горшвжьота»» ее к дереву. Ночью больной обвязывает нить вокруг своего левого запястья, а на следующее утро подвешивает нить на дерево. Считается, что вместе с нитью к дереву привязывается и лихорадка. С этих пор больному запрещается проходить мимо этого дерева, а не то лихорадка разорвет свои оковы и вновь нападет на него. Фламандцы лечат малярию тем, что рано утром направляются к старой иве и завязывают на одной из ее ветвей три узла со словами: «Здорово, старуха, я отдаю тебе свой озноб, здорово, старуха»,— после чего поворачиваются и, не оглядываясь, пускаются наутек. Если, будучи жителем Зоннеберга, вы хотите избавиться от подагры, вам следует подойти к молодой елке и завязать на одной из ее ветвей узел, приговаривая: «Благослови тебя бег, благодарная ель. Я прияояу тебе свою подагру. Здесь вот завяжу я узел и затяну в него подагру».

И вот еще один способ перенести подагру с человека на дерево. Подстригите ногти больного н состригите с его ног немного волос. Просверлите в дубе дырку, набейт» ее волосами и обрезками ногтей, заделайте ее и обмажьте коровьим пометом. Будьте уверены, что в течение трех месяцев с этого момента больной подагрой вылечится, а дуб за-более Если чеширец хочет избавиться от бородавок, ему достаточно потереть себя куском копченой свиной грудинки, прорезать щель в коре ясеня и засунуть в нее грудинку. В скором времени бородавки на его руке исчезнут, превратившись в грубые наросты и шшики на коре дерева. В Беркгемпстеде в графстве Хартфортшир когда-то были дубы, за которыми издавна шла слава исцелителей от малярии. Процедура передачи болезни дереву была простоя, но болезненная. Прядь волос человека, больного малярией, защемляли в стволе дуба. Он делал резкое движение и вместе с нрядью оставлял в дубе свою болезнь

Глава LV1

ПУБЛИЧНОЕ ИЗГНАНИЕ ЗЛЫХ СИЛ

Вездесущность злых духов. В предыдущей главе мы проиллюстрировали на примерах первобытный принцип перенесения болезней на отдельных людей, животных и неодушевленные предметы. К тем же самым средствам, впрочем, прибегали и для того, чтобы избавить от различных напастей общество в целом. Попытки одним махом избавить народ от всех бедствий не так уж редки. Напротив, они предпринимались во многих странах и проявляли тенденцию из эпизодических становиться периодическими и ежегодными.

Нам требуется сделать усилие над собой для того, чтобы представить себе умонастроение, вызывающее к жизни такого рода попытки. Нам трудно поставить себя на место первобытного человека, перед которым восприятия действительности предстают в обличье духов или продуктов их деятельности. Эта когда-то победоносная армия духов веками сдавала одну позицию за другой: магический жезл науки сгонял ее с родного пепелища, изгонял из древних руин и увитых плющом башен, из долины, посещаемой привидениями, и одинокого озера, из мрачного облака, изрыгающего молнию, и из светлых облаков, которые окутывают серебряную луну или украшают всполохами заката золотой вечер. Покинули духи даже свой последний оплот — небо, чей голубой купол разве что для детей еще сходит за шатер, который скрывает от глаз смертных великолепие занебесного мира. Только в поэтических грезах да во взлетах пылкого воображения доходит до нас отблеск знамен отступающей армии, взмахи невидимых крыльев, глухие раскаты смеха или всплеск замирающей вдалеке небесной музыки. Совершенно иначе смотрит на мир первобытный человек/Мир