Прокл, 'В Тим.', 1, с. 30.
17 Де Руже, 'Исследование о Погребальном ритуале египтян'. 'Археологическое обозрение', 1860, с. 236, 347, 356, 357.
18 Гермес, 1, 'Ничто не исчезает' и т. д.
19 Там же, 1, 'Гермес к Асклепию'.
20 Де Руже, 'Исследование о Погребальном ритуале'. - 'Археологическое обозрение', 1860, с. 337, 356, 357.
21 Гермес, 'Ключ'.
22 Гермес, 'Асклепий' и 'Ключ'.
23 Там же, 'Определения', 1.
24 Мариет, 'Воспоминания о матери из Аписа'.
25 Гермес, 'Асклепий', VI.
26 Филон, 'О земледелии'.
27 Eusebe, 'Ргаер. evang.', Ill, ii.
28 Филон, 'De profugis'.
29 Гермес, тр. IX, 'О мысли и об ощущении'.
30 Там же, тр. XIV, 'Здоровье души'.
31 Гермес, 'Благость есть только в Боге одном и нигде более'.
32 Там же, 'Ключ'.
33 Там же.
34 'О мысли и об ощущении'.
35 '06 общем разуме'.
36 'Бог невидимый и явный'. - 'Ключ'.
37 '06 общем разуме'. - 'Ключ'.
38 Де Руже, 'Общее замечание о египетских памятниках Лувра'.
39 Де Руже, 'Исследование о погребальном ритуале'. - 'Археологическое обозрение', 1860, с. 342.
40 Де Руже, 'Исследование египетской стелы', с. 175.
41 Лактанций, 'Божественные установления', VII, 18.
42 Лактанций, 'Эпитома' ( 'Извлечение'), 8.
43 Лактанций, 'Божественные установления', VII, 15.
44 Там же, II, 15.
45 Даже язычники обвиняли христиан в поклонении мертвым; христиане, опираясь на систему Евгемеры, говорили то же самое о язычниках. В этой связи можно сравнить Юлиана и Минуциуса Феликса. Во времена борьбы оппоненты посылали друг другу одни и те же обвинения.
46 Плутарх, 'Исида и Осирис'.
47 Максим Тирский, XXXVIII.
48 Гермес, 'Асклепий', IX.
49 Там же.
ГАНС ЙОНАС: РЕЛИГИЯ ГНОЗИСА
1 Так, в Мандейской истории сотворения, содержащейся в третьей книге Правой Гинзы, читаем, что сначала из Великого Маны появилась жизнь: 'и направила к себе просьбу, а в ответе появился крепко стоящий Утра, которого Жизнь назвала Второй Жизнью... Эта Вторая Жизнь сотворила затем Утров, установила ш'кины... Появилось три Утры, которые обратили просьбу ко Второй Жизни; просили, чтобы им было позволено сотворить ш'кины для себя. Вторая Жизнь согласилась на это... Потом ей говорили: 'Удели нам своей хвалы и своего света, а мы пойдем и низойдем ниже потоков воды. Призовем также ш'кины, сотворим мир, и мир будет наш и твой'.
Понравилось это [Второй Жизни] и она рекла: 'Дам им то, о чем просят' - но Великому Мане это не нравилось и [Первая] Жизнь не согласилась с этим'. Как противодействие этому намерению Утров Великий Мана сотворяет Манду д'Хайе, который в этой системе ближе всего к Прачеловеку, и дает ему совет: 'Взрастешь сверх Утров и узнаешь, на что способны те, кто говорит: Сотворим мир'; а далее: 'Ты видел, Манда д'Хайе, что делают Утры и какие у них намерения. Видел, как они затворились в Доме Жизни и обратили свои лица к месту Тьмы... Кто же внедрит и установит порядок между ними, кто освободит их от ошибки и заблуждения... которое они навлекли на себя? Благодаря кому они услышат воззвание Великой [Жизни]?'. В дальнейшей части }rncn плохо построенного трактата исполнителем космогонического плана Утров становится индивидуальная демиургическая фигура - Птахил - Утра, которому это предписал его отец (один из Утров, известный здесь как Б'хак Жива, а еще где-то - как Абатур), 'Сойди в места, где нет ш'кин и где нет миров. Сотвори себе мир и сделай его как сыны Благословения, которых ты видел - [здесь мы встречаем широко распространеный в гностических спекуляциях мотив наследования высшего мира, который появляется также и в 'Поймандре' - возможно, хоть и не обязательно, есть в нем искаженный отголосок платоновского Демиурга]. Птахил-Утра вышел и снизошел ниже ш'кин до места, где нет мира. Вступил в грязный ил, вошел в мутную воду... а живой огонь в нем переменился' (G 65, 97).
2 На тему положительного значения планетарных даров см. Амвросий Феодосии Макробий, 'Комментарий на 'Сон Сципиона'', 1.12,А. Т. Macrobius,'Commentarii in somnium scipions', 1.12,Servius, 'In aven.' XI. 51, а в самом 'Герметическом Своде' 'Зеница мира'. 3 Если этот термин появляется, то в смысле физической стихии, согласно с употреблением стоиков.
4 Уже Платон употребляет следующее яркое сравнение для представления настоящего состояния души по отношению к ее истинной природе: 'Мы сейчас о ней [о душе] говорили правду - так, как она сейчас себя представляет. Мы ее узрели и видим в таком состоянии,