землях;
Владыка жизни;
Передовой по месту;
Глава людей;
Владыка неба, владыка земли, князь в
преисподней; Начальник неба и земли;
Руководитель неба, земли и
преисподней;
Глава преисподней;
0браз(?) Осириса;
Подобие Шу, подобие более высокое, чем
все боги; С высокими перьями;
Южный лев;
Прекрасное подобие Хепры;
Подобие солнечного диска ночью;
Сердце Ра;
Язык Тума;
Гортань того, чье имя сокровенно;
Сын Ра;
Первенец Ра;
Вышедший из Ра;
Возлюбленный Ра;
Хвалимый Ра;
Образ Тума;
Глава трибунала(?);
Глава Эннеады;
Глава всех богов и
богинь;
Глава великой Эннеады;
Сила богов (сильнейший
из богов);
Князь богов;
Телец Эннеады;
Глава божественных
князей; Великий в
Эннеаде(?);
Царь богов;
Водитель богов (по
преисподней); Единый;
Сияющий, как единый;
Существующий
изначала;
Создавший
себя сам;
Родивший себя
сам;
Нерожденный;
Не знающий
смерти;
Презирающий
конец жизни;
Не имеющий
умаления(?);
Руководитель существующего и несуществующего; Владыка во веки веков.
2 Т.е. по сумме букв, если принимать в расчет значение последних как цифр (ср. 'звериное число'): а= 1, Р = 2, р = 100, а = 1, ст = 200, а = I, f, = 60, сумма 365.
3 В 1945 году в верхнем Египте близ Наг-Хаммади (древний Хенобоскион) найден в песке кувшин с тринадцатью папирусными книгами в кожаных переплетах. Это самые древние сохранившиеся книги. Они содержат гностические сочинения, в том числе три герметических трактата на коптском языке. Важнейший и крупнейший из них переведен на русский язык Аркадием Ровнером и опубликован в первом томе 'Антологии гнозиса', СПб, 1994, стр. 165-180 - 'Огдоада и Эннеада' (Nag-Hammadi Codex, VI, 6). Второй (NHC, VI, 7) представляет собой молитву, греческий текст которой записан на папирусе Мимо, а латинский - в параграфе 41 книги II 'Герметического Свода' 'Асклепий'. Третий трактат - 'Асклепий' (NHC, VI, 8) является более древним (IV век), чем латинский перевод, коптским текстом той же книги II 'Асклепий'. Издания этих текстов:
The fascimile edition of the nag-hammadi codices. - Leiden, 1974; Bibliotheque copte de nag-hammadi. - Quebec, 1985.
ЛУИ МЕНАР: ОПЫТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГЕРМЕТИЧЕСКИХ КНИГ
1 HermetisTrismegisti Poemander. - Берлин, 1854. Нужно было бы сохранить греческую форму 'Поймаидрэс'. Как заметил М. Эггер, 'Поймандер' соответствует греческому 'Поймавдрос', а не 'Поймандрэс'.
2 Луи Менар, 'Эллинское многобожие', книга IV, глава II 'Философия и греческая религия'.
3 Де Руже, 'Исследование о погребальном ритуале египтян'. 'Археологическое обозрение', 1860, с. 357.
4 'Бог не есть разум, но причина разума, он не есть дух, но ophwhm` духа, он не есть свет, но причина света' (см. 'Вселенская речь') 'Бог есть выше всего и вокруг всего' (см. 'Ключ').
5 Невидим сам по себе, он проявляется через все вещи' (Книга 1, 'Бог невидимый и явный') - 'То, что он есть, проявляется, то же, чего нет, он его имеет в себе' (см. 'Ключ').
6 Здесь неточность; в тексте говорится: 'Разум есть в смысле, смысл есть в душе, душа в духе, дух в теле' (см. 'Ключ').
7 'Разум есть из самой сущности Бога, если, однако, у Бога есть сущность. Разум не отделен от сущности Бога; он соединен с ним, как свет с Солнцем' ('О всеобщем Уме') - 'Разум есть в Боге, смысл есть в Разуме' (Отрывок).
8 'Как человек не может жить без жизни, так же Бог не может жить не делая добра' ('Ум к Гермесу').
9 Господин Вашро цитирует по Патрици; вот смысл этого фрагмента по изданию Парси, которое более точно, чем издание Патрици: 'Бог, Отец, Благо - что это есть, если не существование того, чего еще нет? Это существование вещей, вот Бог, вот Отец, вот Благо; он не есть нечто иное' ('Ключ').
10 'Красота, наполняющая всю мысль его и всю душу его, разрывает узы тела и преобразует его всего в сущность Бога' ('Ключ').
11 'Все вещи суть части Бога; посему Бог есть все' ('Определения', 1) - 'Ибо всех вещей он есть Господь и Отец, и источник, и жизнь, и сила, и свет, и Разум, и дух' (Фрагменты по Сюидасу).
12 'Все это вместе есть Бог, и во Вселенной нет ничего, чем Бог бы не был' ('О всеобщем Уме') - 'Ибо все есть преисполнено Бога' ('Ум к Гермесу').
13 'Ибо он один есть все; вот почему он имеет все имена, ибо он есть единственный Отец, и вот почему он не имеет имени, ибо он есть Отец Всего' ('Бог невидимый и явный').
14 'Все, что есть одно, и одно, что есть все' ('Определения', 1).
15 'Бхагавад-Гита',У11, IX, X.
16 Плутарх, 'Исида и Осирис';