Неизвестен

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока 4

уробор (франц. ouroboros), символ Вечности.

22 О четырех ветрах см. F. Cumont,'Recherches sur ie symbolisme funeraire des romains', c. 106 (видение Иезехиля), 107.

23 Это упоминание о парфянах интересно для определения даты текста.

24 Я [Фестюжьер] пропустил в этом тексте магические слова, постоянно перебивающие текст.

25 Архе, или первым номом (областью) в Верхнем Египте, является Элефантина, обиталище Доброго Гения.

26 Об этом тексте см.: Dieterich. Abraxas. - Leipzig, 1891; Reitzenstein. Die gottin Psyche in der hellenistischen und fruhchristlichen Literatur (sitz. her. Heidelberg, Phil. II. Kl.,1917,10), с. 1-111.26.

27 Магический папирус, содержащий 'рецепт бессмертия' (Рар. Bibl. Nat. suppi. gr. 574), был написан приблизительно во времена Диоклетиана (245-316 гг.), но легко показать, что сам рецепт намного более древний: переписчик намекает на многочисленные варианты, что предполагает текст, уже подвергшийся эволюции, переходивший из рук в руки; гностический характер отрывка исходит из чисто языческого гностицизма, не обнаруживающего никакого христианского влияния, как и никакого заимствования из неоплатонизма (напротив, многочисленные подобия с 'Oracula chaldeica'): это приводит нас во II век, или, по крайней мере, этот феномен лучше понимается во II веке, чем в III веке н.э.; см. A. Dieterich, 'Eine mithrasliturgie', 1923, с. 43-46.

28 Речь идет о смерти (временной), которую предполагает возрождение. Большинство исследователей, в частности Райценштайн, Зелинский, Браунинге?, Скотт, ван Моорсель (G. van Moorsel), считают, что приверженцы герметической религии были организованы в братства, хотя Фестюжьер с этим не согласен. (К. Б.)

29 CM. F. Cumont,'Recherches sur ie symbolisme funeraire des romains', c. 130.

30 Душа мистика, объявив о своей звездной природе и произнеся слова для прохождения ('я такая же звезда, как и вы' - эго эйми симпланос шшн астер, 574), видит, как является солнечный круг - ведь Солнце есть творец – и мириады душ сферической формы, похожих на звезды (576-580). О душах, воспринимаемых как циркулирующие звезды, см. F. Cumont,'Recherches sur ie symbolisme funeraire des remains', с. 122. О Солнце - творце душ см. К. Reinchardt, 'Kosmos und sympathie', с. 308.

31 Четвертая зона является зоной Солнца в так называемом 'халдейском' порядке, в котором Солнце занимает срединную позицию между шестью планетами, см. Bouche-Leclercq, 'Astrologie greque', с. 107-110; 'Герметический Свод', кн. Ill, глава XXVI.

32 Далее 23 раза следует группа из семи гласных с наиболее частым повторением закрытых и открытых о и э.

33 Это загадочное предложение напоминает начальную молитву к Стихиям. Здесь та же основная идея: возрождение предполагает смерть (см. примеч. 32). Райценштайн разбивает это предложение так: 'рождаясь вновь, я увеличиваюсь и, выросши, умираю, рожденный рождением, дающим жизнь, теперь рассеиваюсь в не-быть-больше-рожденным (апогенезиан), я возвращаюсь в мир' и сравнивает это 'апогенезиан' с индийской нирваной.

КОЙРАНИДЫ

1 В древности существовала некая 'Древняя книга' ('Архаике библос'), повествующая об использовании естественных свойств камней, растений и животных в медицинских и магических целях. Ее упоминает, в частности, Олимпиодор (VI в. н.э.): 'И человека мы также можем растворять и преобразовать путем 'пробрасывания' (эпибалейн: химическая pe`jvh, имеющая целью преобразование металлов), как это сказал Философ (Гермес) Зосиме. Он сказал: 'Я показал, что это живое существо создано по образу космического существа'. И далее, в 'Пирамис', Гермес, делая загадочный намек на живое существо, говорит, что оно есть в собственном смысле сущность хризоколла и серебра: действительно, это существо называется 'хризокосм'. Гермес говорит, что человек есть петух, проклятый Солнцем. Он рассказывает об этом в 'Древней книге'. Он упоминает в ней также о кроте, который тоже когда-то был человеком: но он был проклят Богом и ослеплен за то, что открыл таинство Солнца (золота)'. Фестюжьер относит эту 'Древнюю книгу' к 1 в. н.э.

'Древняя книга' дошла до нас частично в книге 'Киранис'. Ее название происходит от имени персидского царя Кираноса, на могиле которого Флаккус Африкус нашел эту книгу, называвшуюся 'Золотой сборник' ('Compendium aureum'). В манускрипте Matritensis 4631 (1) это произведение называется 'Гермеса Трисмегиста Египтянина', и в его прологе написано: 'Получив от ангелов несравненный дар Бога, бог Гермес Трисмегист сделал его достоянием всех людей,