А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

Р.,

Цзяньмин чжунго фоцзяо ши (Краткая история китайского буддизма),

Шанхай, 1986, с. 120./

Большинство версий возникновения ушу так продолжают эту историю.

Когда Дамо просидел девять лет в созерцании, он не смог подняться из-за

того, что его ноги потеряли двигательную способность. Но патриарх,

используя особый комплекс упражнений, восстановил себе активность ног и

предписал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с

физическими упражнениями. Эти упражнения якобы представляли собой

комплексы кулачного боя, владения монашеским посохом ('посох Дамо') и

дыхательно-медитативные методики. Монахи активно принялись за

тренировки, а первым мастером ушу, соответственно, стал сам Дамо.

Что передал первопатриарх

Конечно, предание о Дамо как о мастере ушу - более позднее привнесение.

Но так или иначе именно этот человек заложил важнейший принцип

'совместного пестование физического и духовного в человеке', отказавшись

от аскетизма, ослабляющего тело. Он конкретизировался в кратком

требовании - «два проникновения и четыре действия». «Два

проникновения» - это два способа достижения просветления. Первый -

достижение просветления путем внутреннего духовного развития и

созерцания ('духовное проникновение'), второй - путем совершения

практических действий, то есть «добрых дел» ('проникновение посредством

действия'). Таким образом постулировалась неразрывная связь внешнего и

внутреннего, физического и психического, видимого явления и его

метафизического символа. Духовное вступление в состояние

просветленного сознания, которое уже не могут затронуть суетные дела и

загрязнить 'пыль мира», в основном базировалось на сидячей медитации,

традиционно выполняемой лицом к стене, как это делал Бодхидхарма.

Считается, что кратко учение Дамо изложено им в нескольких правилах: 'не

опираться на письмена' , т.е. не использовать чтение сутр и других книг для

достижения просветления, 'спонтанно постигать истину', 'взирать на

собственную природу, становиться Буддой', т.е. поскольку каждый человек

в потенции является Буддой и изначально обладает 'природой Будды',

следовательно можно путем медитации 'пробудить' эту природу внутри

себя.

Итак, прежде всего следовало успокоить и очистить сознание, избавить

человека от пустых метаний в суете мирских дел, в условностях и границах,

им же самим и определенных, и обрести «спонтанность самопроявлений

духа». Нетрудно заметить, что многое, о чем учил Дамо, пришло не из

индийских медитативных систем, но было взято непосредственно из

китайского даосизма. Трактаты донесли до нас те наставления, которые по

легенде давал Дамо монахам Шаолиньсы. Обратимся к компендиуму «Речи

о чудесном пользовании истинными мудрецами состояния зародыша в

утробе» (ХП в.), где описывается способ «духовного проникновения»

Бодхидхармы: «Тот, кто занимается зародышевым дыханием, пестует свое

ци и совершенствует сердце. Частота его дыхания регулируется в

соответствии с сердечным ритмом, и этому не способны помешать и

мириады вещей. Если же ци не обрело состояния совершенства, то и

созерцание не имеет смысла. Когда же ци успокоилось, то из тела уходят все

болезни. Созерцание (чань) и путь-Дао одновременно достигают

равновесия. Если же человек, практикующий это, не концентрирует дух, то

как же его путь - Дао может достичь совершенства?! Древние говорили:

«Как только ци достигает совершенства, тотчас и сердце достигает

совершенства. Лишь только ци успокаивается, то и сердце приходит в

состояние покоя - это и есть основное требование в достижении Великого

Пути. Это также зовется взращиванием пилюли бессмертия. Человек,

приверженный Дао, не замутнен мыслями, и если он поступает так день ото

дня, то это и зовется истинным сатори (просветление в чань-буддизме -

А.М.) и созерцанием. Поэтому мудрецы всех трех миров (членение мира в

чань-буддизме - А.М.) поступали именно так, что и звалось «совместным

пестованием сатори и созерцания». /Цигун цзинхуа цзи (Лучшие отрывки из

трудов по цигун), сост. Ли Юаньго, Чэнду, 1987, с. 53. Судя по более

ранним трудам, смысл первоначальной чань-буддийской медитации,

приписываемой Дамо, состоял в максимальном «очищении» и успокоении

сознания, для чего основным методом и служила регуляция дыхания,

называемая «достижением зародышевого дыхания': «Как только рождается

основное зародышевое дыхание, это значит, что начинают

взаимосоединяться дух и осемененное ци (цзинци), таким образом все

внутренние трансформации