что стиль змеи тренирует ци или дыхание, а Бай Юйфэн
объяснял: «Подъемы и опускания, вдох и выдох ци в основном
предназначены для омовения и успокоения мягкой пищи... Лишь
столкнешься с соперником, как твое ци тотчас сгущается, и можно одержать
победу даже над самым отчаянным смельчаком. Имеющий опыт поймет это
сам. От упражнения ци появляется гибкость тела, руки находятся в
движении, поясница извивается, а два пальца как жало совершают
надавливания, опускаются и поднимаются как раздвоенный язык змеи».
Пятая форма - форма аиста считалась самой многоплановой. Она 'пестовала
семя-цзин' и требовала установления взаимокоординации между
различными частями тела, уже не столько на физическом, сколько на
энергетическом уровне. «Семя аиста произрастает из ступней, но дух его
проистекает из спокойного состояния сознания. Поэтому упражняясь в этой
форме, необходимо очистить семя и сделать свой дух подобным стали».
/Дэцянь. Шаолинь гунфу цыдянь (Словарь Шаолиньского гунфу), с. 154-
156/. Это значило, что в форме аиста сочетались два типа тренировки -
развитие внутренних энергетических связей, «напитывание» от земли через
ступни и тренировку сознания, приведение его в предельно спокойное,
незамутненное состояние.
Под влиянием этой ранней формы, введенной Бай Юйфэном, позже
возникло немало известных шаолиньских комплексов, связанных с пятью
священными животными, например, «Кулак пяти форм» (Усинцюнь), «Пять
форм и восемь способов» (Усин бафа цюань). Последний комплекс стал
базовым таолу, входившим в обязательную программу шаолиньских
монахов.
Шаолиньская школа стала постепенно отходить от использования грубой,
прямолинейной силы, вводя в свой арсенал много мягких уходов,
отводящих движений, обходов противника. Поговорка, возникшая в
монастыре при Бай Юйфэне, так объясняла эти требования мягкости в
поединке: «Сильный не одолеет знатока кулачного боя, знаток кулачного
боя не одолеет того, кто знает специальные методы тренировки; тот, кто
знает специальные методы тренировки, не совладает с тем, кто знает
полную методику школы. Но даже тот, кто знает полную методику школы,
не одолеет того, кто посвящен в Искусство».
Трое бойцов - Цзюэюань, Бай Юйфэн и Ли Соу дали монахам обновленную
стройную систему ушу, значительно углубив ее понимание как пути
проникновения в самые сокровенные пространства внутреннего мира
человека. И таким образом, конец династии Сун ознаменовался небывалым
взлетом шаолиньского ушу. На основе этой системы вы пестовалось немало
замечательных усэнов, ставших известными своими подвигами по всему
Китаю. Среди них был и сын Ли Соу, ушедший вместе с тремя друзьями из
родных мест в Шаолиньский монастырь и принявший монашеское имя
Дэнхуэй - «Светильник мудрости». Современникам он запомнился
благодаря своему удивительному искусству метания особого оружия «бяо»,
которое представляло собой наконечник стрелы. Его носили либо в кармане,
либо за отворотом монашеской одежды, принадлежал бяо к тайному или
«темному» оружию (аньци). Дэнхуэй упражнялся во владении бяо более
десяти лет, после чего, «попадал из ста бросков в цель сто раз», за что и
получил прозвище «Чудесный бянь». Другой известный боец той эпохи
Цзунинь попадал выстрелом из лука в глаз сопернику более чем со ста
шагов. /Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Жизнеописания монахов-бойцов
Шаолиньского монастыря), с. 35-36/.
Стали заниматься в Шаолине и специальными разделами «внутреннего
искусства» (нэйгун), предназначенного для управления ци и успокоения
сознания в приложении к ушу. Эти методы в стенах монастыря никогда не
существовали как самостоятельный раздел, но постепенно вышли из недр
буддийской медитации. Истории рассказывают, что именно Бай Юйфэн
начал использовать буддийские методы психотренинга в тренировках ушу.
Так формировалась истинная шаолиньская школа.
Copyright 1997 ® A.A.Maslov; All rights reserved. Полное или частичное
воспроизведение возможно только с письменного согласия автора.