в неестественности и
надуманности его работ. Но они не видели того, что видел Рерих. Так же не всегда сразу
понятны те его картины, в которых знакомит он нас с легендами или философской мыслью
Востока, с их надеждами на обновление мира, связанными с именами их легендарных
героев. Но с уверенностью можно сказать только одно: Рерих на полотнах своих отобразил
душу народов Востока, и отобразил это правдиво и жизненно. Недаром на надгробном
камне имеется надпись: «Великому русскому другу индийского народа».
1960 г. Нояб. 11. (Запись велась в полутьме). Сбросив старое, изжитое тело,
возвращается человек в Мир Тонкий со всем тем содержанием, которое составляет его
внутренний мир. Все, что он считает своим, всю и всякую собственность продолжает
удерживать он в сознании, если не освободился от нее заблаговременно. Также и привычки,
и склонности его, его способности и недостатки остаются все с ним, а также и все
представления о жизни в Надземном – словом, все, чем он жил на земле. Но там условия
жизни иные, и земные пережитки не нужны. Если же они остаются, человек живет с ними и
в них. Нужно же полное освобождение от всего земного и понимание условий Тонкого
Мира. Там освобождаться поздно, ибо взятое туда неосмотрительно с собою прилипает к
сознанию, как отравленная ткань одежды Геракла. Вот почему освобождение надо начинать
еще здесь, на земле, налагая на все, что вокруг, печать отречения от него. Отречение от
Мира и будет заключаться в освобождении сознания от обычного представления об
окружающем мире и вещах, которыми человек временно обладает. Нет ничего своего, и все
дается на время, пока на земле, и ничего туда взять невозможно. Хорош обычай отдачи
вещей перед смертью. Хорошо углубить этот принцип и распространить освобождение
сознания не только на вещи, но и на явления психического порядка. Всю жизнь привык
человек есть и пить. А там это не нужно; или жить в доме, или одеваться и обуваться, или
ходить на работу, или испытывать ощущение холода или тепла, или двигаться при помощи
ног, или делать работу руками – все это там неприложимо. Двигает мысль, и можно летать,
и мыслью же можно облечь тонкое тело одеждой по вкусу и желанию. И дома не нужно, не
нужно питья и еды. Все ново, все необычно. Но вместо непредвзятого и открытого
ознакомления с необычными, с земной точки зрения, условиями надземного мира, человек
невежественный и не просвещенный знанием продолжает влачить за собою, себя окружая
им, свое обычное представление о том, что вокруг. Лохмотья и обрывки мыслей земных и
образов того же порядка стоят перед сознанием, погружая его в призрачный мир земных
пережитков и заслонив от него правду Тонкого Мира. И даже у тех, кто не привязан к
земному, миросозерцания о Надземном не существует, и приходится вступать в него в
полном неведении, между тем как нужно точное знание тонких условий существования.
Представьте себе, что вы уже сбросили тело, что оно, отработав свое, ненужное, лежит
около, а вы вне его. Что будете делать, пойдете куда, как и к кому? Там начинать думать
поздно, там того, кто не думал и направления своего не определил, увлекут в воронки свои
случайные вихри астрала. Значит, начинать думать надо сейчас. Итак, куда устремитесь, к
кому и чему? К кому и чему устремитесь, с тем и пребудете: к отцам – с отцами, к Владыке –
с Владыкой, к близким – с близкими; обычные мысли, привычные на земле, будут
сопутствовать и там. Значит, и о мыслях позаботиться надо, ибо мысли магнитны и создают,
привлекая к себе и привлекаясь, психическое окружение их породителю. Облечься в
постоянную молитву, как это делают Риши, значит соединить себя с Миром Высшим. В
этом отношении значение молитвы чрезвычайно глубоко, ибо устремляет сознание по
прорываемому молитвой каналу в пространстве. Обычные мысли земные там просто не
нужны, ибо создают соответствующее им магнитное притяжение призрачных и
воображаемых земных условий. Начинать мыслить о Высшем в Надземном уже поздно, так
как обычно материала для такого мышления под рукой нет, нет и привычки и умения.
Начинать надо здесь. Можно в течение дня отвести место и время для мыслей о Надземном
и устремления их к Высшему. В пространстве каналы для устремления мыслей надо прорыть
заранее. Эти каналы прорыты для мыслей обычных, часто нечистых и низших, и если не
позаботиться о каналах высшего порядка, то сознание устремится по низшим в низшие
сферы. Кузнец своей кармы в Надземном сам человек, но кует он здесь,