экспансии, и не подумавшей остановиться
на захвате богатых и плодородных соседних стран, но в
какие-нибудь пятьдесят лет захлестнувшей территорию от
Гвадалквивира до Инда.
Позволительно задать также вопрос, почему же, в конце
концов, именно в Западной Европе экономика сложилась на рубеже
XVI века столь беспрецедентно и изумительно, что впервые за всю
человеческую историю два сверхнарода - романо-католический и
северо-западный - одолели океан, залили Америку, втянули в свою
орбиту Африку, открыли и частично подчинили своей цивилизации
древние культуры Востока? Оставаясь в пределах системы
экономических и социально-политических мотиваций, нам придется
ответить пожиманием плечей и разведением рук на простой вопрос:
отчего социально-экономическая конъюнктура, эту экспансию
вызвавшая, сложилась за всю историю многочисленных культур
человечества только один раз и в одном месте? Если же подобная
конъюнктура сложилась хоть раз еще где-нибудь, например в
Китае, то почему она не возымела тех же результатов? -
Оказывается, не грешно сохранить долю сомнения в исчерпывающей
силе социально-экономических объяснений и даже заподозрить в
подобных исторических явлениях наличие некоего фактора, не
покрываемого сетью исторической причинности, - фактора
иррационального.
Это сомнение и подозрение перерастают в огромный
вопросительный знак, коль скоро дело переходит к проблеме
русской экспансии на Восток в конце XVI и в XVII столетии.
XVII век вообще задал исторической мысли немало загадок, и
одна из самых глубоких заключается в следующем: почему и ради
чего, какими именно социально-экономическими причинами
понуждаемый, русский народ, и без того донельзя разреженный на
громадной, необжитой еще Восточно-Европейской равнине, в
какие-нибудь сто лет усилиями отнюдь не государства, а
исключительно частных людей, залил пространство, в три раза
превышающее территорию его родины, пространство суровое,
холодное, неуютное, почти необитаемое, богатое только пушниной
да рыбой, а в следующем столетии перешагнул через Берингово
море и дотянулся до Калифорнии?
Конечно, усиливавшаяся крепостная эксплуатация выбрасывала
тысячи людей на восточные, незаселенные окраины, где им
приходилось изыскивать средства к существованию. Но разве Урал
и Западная Сибирь не были достаточно обширны, чтобы вместить и
прокормить население в десятки раз большее, чем казацкие
дружины, переваливавшие через Каменный Пояс при Грозном, Борисе
или Алексее Михайловиче? Отчего эти крестьяне (а казаками
становились ведь в подавляющем большинстве именно крестьяне) не
брались на новых плодородных местах за свой привычный труд, а
переходили на охотничий промысел - промысел, ставивший их, по
условиям сбыта продукции, в тяжелую зависимость от купцов и от
государства? - Народ бежал от гнета помещиков. Так. Бежал. Но
почему же нельзя было остановиться и прочно обосноваться на
Оби, на Иртыше, на Ангаре, где никаких помещиков никогда не
водилось, а требовалось бежать дальше и дальше, бежать не от
погони, которой не было, а - неизвестно от кого, неизвестно
зачем и неизвестно куда, в непробудную глухомань, через
исполинские реки и непролазную тайгу, через районы, занятые
инородцами, оказывавшими сопротивление, и, добежав, наконец, до
Тихого океана, не успокоиться даже и там, а перепрыгнуть в
Америку?
Русских казаков, дескать, привлекали изобилие зверя и
рыбные богатства Дальнего Востока. Да, привлекали. Но не одни
ведь русские знали, что рыба - вкусная вещь; не одни же русские
носили меха и торговали ими. Почему же, странное дело, эти
самые богатства не привлекали, например, китайцев, обитавших к
ним гораздо ближе, в культурном отношении стоявших в XVII веке
бесспорно выше русских и к тому же страдавших от
перенаселенности в своей стране?
На все эти вопросы, сами собой напрашивающиеся еще на
школьной скамье, невозможно добиться ответа потому, что из
факторов, с которыми удостаивает иметь дело современная наука,
этого ответа не извлечешь; фактор же, этот ответ в себе
заключающий, остается вне поля ее зрения. Это тот самый фактор,
который, в его нарочито упрощенном понимании принято,
пренебрежительно морщась, называть психологическим и без учета
которого вся