разгул центробежных
антигосударственных сил, перекатывающиеся волны гражданских
войн, борьба всех против всех, втягивание чужеземных
разрушительных сил в общую воронку всенародного хаоса,
столкновение мельчайших дифференцированных частиц - такова
историческая проекция запредельных деяний Велги, втягивающей по
частям живую материальную субстанцию народа, его
арунгвильту-прану, в расщелины инфрафизики.
Этот хаос забушевал на поверхности истории еще при Василии
Шуйском. Его царствование - это предсмертные конвульсии первого
уицраора; это судорожные, уже почти слепые взмахи его щупалец,
метание его головы на непредставимо длинной шее, содрогания его
тела, заживо раздираемого врагами.
Печатью бесславия, неполноценности, непоправимого
духовного ущерба отмечено это царствование с начала и до конца:
провозгласила Шуйского царем, как известно, стихийно
собравшаяся на площади толпа, а четыре года спустя этого царя,
хватавшегося за дверные косяки, выволакивали из дворца и
постригали в монахи, держа его за руки и подавая вслух, вместо
него, те реплики, какие требовались по чину пострижения.
Отражая безмерное унижение уицраора, зеркало исторического
плана показывает нам ошеломляющий заключительный эпизод:
дряхлого Шуйского в польском плену, целующего в Кракове, на
глазах всего двора и шляхты, руку Сигизмунда. Подобного
унижения русская государственность не испытывала со времен
поездок князей к золотоордынскому хану.
Что же означает ничтожная личность Василия IV? Что
означает именно ее ничтожество? Очевидно, инвольтирующие силы
демона великодержавия стремительно истощались; впрочем, другого
процесса трудно было и ожидать после разрыва с демиургом.
Положение, видимо, было таково, что приходилось, если можно так
выразиться, хвататься за любого политического деятеля, который
обладал бы хоть двумя свойствами: органическою связанностью со
старым государственным началом - и жаждою власти.
Это было горестное царствование, когда Жругр мог видеть,
как отпочковываются от него его детища, и каждое из них могло и
хотело пожрать его самого и занять его место. Они воплощались в
те ядра новой государственности, которые кажутся историкам
возникающими в хаотической стихийности революционных движений.
Для борьбы уже не хватало сил, приходитесь звать на помощь то
поляков, то шведов, показывая иностранцам путь в самое сердце
страны. В руках Москвы оставался лишь небольшой клочок этого
недавно столь обширного государства. После смерти Скопина и
низложения царя Василия часы жизни Первого Жругра были сочтены.
Он умер в тот метаисторический момент, которому в историческом
слое соответствовало междуцарствие.
Порождения Жругра извивались кругом, борясь друг с другом
и спеша уплотнить свои темноэфирные ткани, - разнохарактерные
скопления, в большинстве имевшие облик ратей, ополчений,
дружин, иногда даже разбойничьих шаек. Вероятно, то, что я
намереваюсь сказать, покажется не вполне понятным, но обойти
этот факт невозможно: будущий уицраор должен был поглотить
сердце своего предшественника и отца, средоточие круга его
чувств и его воли, бесприютно носившееся в состоянии
невыразимого томления по пространствам Крагра - того слоя, где
происходят битвы уицраоров - после того, как его демонический
шельт опустился в глубоких Уппум, мир, называемый Дождем Вечной
Тоски, Схватках и взаимоистреблению жругритов и неистовствам
Велги не представлялось конца. Дингра изнемогала в борьбе с
инфрафизическими хищниками. Сосуд народоустройства был разбит.
Навна сияющим туманом поднималась вверх, а снизу вздымались,
преграждая ей спуск в народ, волны инфрафизической стихии.
Ставился вопрос о метаисторическом и материальном бытии
сверхнарода.
А между тем уицраор Польши предпринимал новый натиск.
К великому счастью для России, этот уицраор, чей характер
столь исчерпывающе отразился в бестолковой государственности
шляхетской Польши, был, если позволительно так выразиться, сам
себе враг: не желая ничего поставить выше своего минутного
произвола, он не сумел обеспечить своему человекоорудию
возможности практически осуществить уицраориальную инвольтацию;
он не сумел даже выбрать своим орудием человека, чьи
индивидуальные особенности отвечали бы поставленным