его мировоймиссии.
Мог ли Яросвет избежать рождения демона великодержавия?
Мог ли охранить физическое бытие сверхнарода каким-либо иным
путем? Не подтверждают ли примеры других культур, что уицраоры
суть неизбежные участники всякого метаисторического процесса,
его неизбежное зло, внутреннее противоречие?
Но затем и позаботился Гагтунгр о рождении этой расы
трансфизических чудищ в Вавилонии. Возникло нечто вроде цепной
реакции: каждый демиург любой метакультуры оказывался
вынужденным противопоставить злобному разъяренному врагу точно
такого же защитника. Защитник в свою очередь перерастал в
нападающего хищника и этим вызывал необходимость для демиургов
соседних метакультур повторить то же самое. Уицраоров теперь
лишены только небольшие нации, входящие в состав сверхнарода,
но не сам сверхнарод. Со времен Вавилона метакультур без
уицраоров не существует.
Что касается Яросвета, то воспламененность своей мечтой
препятствовала ему различить законы перспективы в этом новом
для него мире исторической действительности. Он не умел еще
проводить точную грань между реальной государственностью и
идеальным народоустройством, между созданием государства - и
конечной целью своего брака. Только с мучительным опытом жизни
и творчества могла прийти к демиургу та мудрость, которая
научила бы его отслаивать близкое от далекого, ныне возможное
от долженствуемого предела. Самая природа государства была ему
еще непонятна, и вряд ли он отдавал себе отчет в непримиримости
самодовлеющего государственного начала с идеальным
народоустройством, равно как и в том, что это народоустройство
может быть осуществлено лишь в отдаленном будущем, когда
физическая сохранность сверхнарода будет обеспечена
объединением человечества в единый монолит.
Но дело в том, что народоустройства могут быть нескольких
типов, и понять различие этих типов - в высшей степени важно.
Разумеется, прилагаемая таблица дает лишь несколько самых
главных типов их, не имея ничего общего с попытками исчерпать
все их многообразие и опуская множество переходных или
недостаточно определенных форм.
1. Жидкое состояние государственности. Зачаточность
централизующей государственной власти. Постоянные столкновения
слабо организованных составных единиц между собой. Могущество
племенных эгрегоров и вампирических образований типа Велги.
Воздействие диады сверхнарода, весьма еще юной, преимущественно
на эстетическую и религиозную сферы сознания.
Примеры: Египет эпохи номов, ведическая Индия, Греция
эпохи полисов, Европа в раннее средневековье.
2. Твердо-вязкое состояние государственности, достаточно
мягкой для преобразующей работы. Ограничение тиранических
тенденций равновесием социально-политических сил.
Государственное водительство осуществляется демиургом через
эгрегоры. Его брак с Идеальной Соборной Душой.
Примеры: Египет до Тутанхамона, буддийские государства
Индии и Юго-Восточной Азии, империи Тан и Сун в Китае, Афины
времен Перикла.
3. Крайне твердое состояние государственности.
Деспотическая держава-колосс. Тирания демона великодержавия.
Сохранность эфирного воплощения Соборной Души, но крайнее
сужение ее свободы действий, то есть ее плен в глыбах
государственности. В конце этой стадии, а иногда и раньше
демиург снимает свою санкцию с демона государственности.
Примеры: великие империи-тирании, Ассирия, Карфаген, Рим,
Багдад, империи Чингиз-хана, Тамерлана, Испания XVI века,
Британия XVIII-XIX веков, империя Наполеона, государство
Гитлера и т. п.
4. Иерократия. Захват эгрегором церкви державотворящих
сил. Либо перерастание его в схожее с уицраорами вампирическое
чудовище, заявляющее всемирные претензии и переносящее свое
обиталище из сакуалы эгрегоров в Гашшарву (папство в конце
средних веков); либо - замыкание в этнических границах и
высасывание внутренних источников (Тибет). В первом случае -
борьба с ним диады сверхнарода и синклита, при этом восстающих
даже на искажаемый миф международной религии. Во втором случае
- ограничение свободы действий светлой диады инфрафизикой
метакультуры, с одной стороны, силами Наивысшего Трансмифа
международной религии - с другой.
5. Раздробленность единого устройства сверхнарода