Ян Мак-Дермотт и Джозеф О Коннор

Мак-Дермотт&О Коннор. НЛП и здоровье (Часть 1)

Если это

реальная возможность, то один из вариантов может заключаться в том, чтобы

как можно лучше подготовиться к смерти. Мы вернемся к этому моменту в главе

12.

ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ЗАМОЛЧАТЬ

Беспокойство обычно начинается с внутреннего диалога. В постоянном

внутреннем диалоге немного пользы, а иногда он может стать причиной стресса.

Порой мы разговариваем сами с собой так, как никогда не позволили бы

общаться с другими людьми. Любое имеющееся у нас ограничивающее убеждение

или предпосылка будет включать внутренний диалог.

Когда мы разговариваем сами с собой, то используем слова точно так же,

как в разговоре с другими людьми. Но иногда мы забываем о том, что язык

является лишь способом представления опыта, а не самим опытом. Одна из

первых моделей НЛП, разработанных Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в

1975 году, известна под названием метамодель и представляет собой набор

определяющих вопросов, позволяющих распутать вводящие в заблуждение действия

языка. Эти вопросы оказываются очень полезными в тех случаях, когда

необходимо сделать ясным общение между людьми. В этой книге мы воспользуемся

некоторыми из них, чтобы исследовать то, что вы говорите сами себе.

Мы знаем, что наши мысли непосредственно влияют на нашу нервную

систему. Мы полагаем, что иммунная система подслушивает наш внутренний

диалог. Возможно даже, что она подчиняется его указаниям без нашего

сведения. Следовательно, прояснение нашего внутреннего диалога могло бы

оказать самое благоприятное воздействие на внутреннее состояние и

устойчивость иммунной системы.

Первый шаг -- осознать свой внутренний диалог. У большинства людей есть

свой внутренний голос; у одних он громкий и настойчивый, у других едва

слышен. Вы когда-нибудь замечали, откуда он звучит? Каким тоном он говорит?

Приятно ли его слушать? Чей это голос? Ваш собственный? Если он принадлежит

кому-то другому, то разве вы давали этому человеку разрешение поселиться в

вашей голове? Надоедливый обвиняющий тон голоса, звучащего со стороны, может

вызвать стресс, но то же самое может сделать и внутренний голос.

Делает ли ваш внутренний голос какие-то сравнения? Сравнения

проявляются в словах типа 'лучше', 'наилучший', 'хуже', 'самый плохой',

'более', 'менее'. Поищите, нет ли у вас в голове каких-нибудь

нереалистичных, лишающих мотивации сравнений. Когда вы слышите, как ваш

голос сравнивает то, что вы делаете (поведение) или кем вы являетесь

(идентичность), убедитесь в том, что вам известно основание, на котором это

сравнение производится. Например: 'Я поступил плохо'. Уместно было бы

спросить: 'В сравнении с чем?'. С тем, как вы умеете? С вашим идеалом? В

сравнении с экспертом в этом деле? Нереалистические сравнения подавляют, но

первое, что вам следует помнить,-- это то, что они нереалистичны. Чтобы

мотивировать себя, проводите сравнения с вдохновляющим вас будущим,

связанным с вами, а не с другими людьми. А чтобы судить о собственном

прогрессе, сравните себя с тем, каким вы были в начале пути.

Мы уже рассматривали, как можно создавать стресс с помощью обобщения.

Один из способов обобщения заключается в том, чтобы прислушиваться к словам

типа 'все', 'никогда', 'всегда', 'каждый'. Такие слова называют

'универсалиями'. Они подразумевают отсутствие всяких исключений, например:

'Я никогда не смог бы этого сделать', 'Я всегда подхватываю простуду на

Рождество', 'Все будут смеяться надо мной'. Оцените объективно явное

нарушение в логике таких рассуждений. Ничто не может быть абсолютным,

наверняка существуют исключения. Вспомните их. Если вы совсем не можете

найти ни одного исключения, то устраивает ли вас такое положение дел? Если

нет, то примите решение создать исключение при первой же возможности.

Ваш внутренний голос может, кроме того, устанавливать правила и

высказывать суждения. Мы часто высказываем суждения, не опирающиеся на

достаточно веские доказательства У врачей есть авторитет, они очень много

знают о болезнях и недомогании в целом, но вы являетесь экспертом в том, что

касается вашего субъективного опыта Когда вы замечаете, что говорите самому

себе о том, что вам следует или не следует делать, спросите себя: 'Зачем?'

или 'Кто сказал, что так должно быть?'.

Мы устанавливаем правила