этот конфликт?
Касается ли это поведения, ставит ли это под вопрос ваши убеждения или
угрожает вашей идентичности?
Теперь прервитесь, подумайте о чем-нибудь другом.
Перейдите во вторую позицию. Представьте себе, что вы -- другой человек.
Находясь в этой позиции, как вы воспринимаете эту ситуацию?
Что вы пытаетесь сделать? Что вы чувствуете по поводу этих
взаимоотношений?
Прервите это состояние и вернитесь в себя.
Выйдите за пределы этих взаимоотношений и станьте сторонним
наблюдателем. Это выход в третью позицию. Это легко сделать, представив
сцену перед собой. Посмотрите на себя и на этого человека, находящихся на
сцене. Посмотрите на то, что делает этот человек. Как вы реагируете на это?
Измените свои вопросы, и вместо: 'Как я мог бы изменить поведение этого
человека?', -- спросите: 'Каким образом я усиливаю или включаю такое
поведение этого человека?'.
Как еще вы могли бы реагировать? Что побуждает вас продолжать то, что
вы делаете в этих взаимоотношениях?
Какие ваши новые действия могли бы сделать невозможным возобновление
его старой реакции? Какое эмоциональное состояние могло бы послужить вам
ресурсом в такой ситуации?
Вполне вероятно, что он со своей стороны тоже ищет выход из
создавшегося положения, но не знает, как разрушить сложившийся стереотип
поведения. Очень редко бывает так, чтобы только один участник
взаимоотношений испытывал дискомфорт.
Что вы чувствуете по поводу ваших действий в этой ситуации?
Какой совет вы дали бы самому себе в этой ситуации?
Вас раздражает ваша неспособность оказывать влияние на другого
человека?
Полезно ли это раздражение?
Все эти вопросы помогают обрести новый взгляд, поскольку наши
взаимоотношения с самим собой часто отражаются в наших взаимоотношениях с
другими людьми.
Наконец, держите в голове то, что вы хотите от этих отношений.
Хотите ли вы, чтобы они продолжались в существующей форме?
Какие преимущества у этой формы взаимоотношений?
Какого сорта позитивные взаимоотношения вам хотелось бы построить?
Что вы могли бы сделать, чтобы достичь этой цели?
ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
'Оптимист может увидеть свет даже там, где его нет, так почему же
пессимист всегда стремится задуть его?'
Мишель де Сент-Пьер
'Бог, дай нам смирение, чтобы безмятежно принять то, что мы не в силах
изменить; храбрость, чтобы изменить то, что должно быть изменено; и мудрость
отличить одно от другого'.
Рейнольд Нибур
'Музыка, способная проникнуть глубже всего и вылечить от всех
болезней,-- это задушевная речь'.
Эмерсон
'Человек, ставший оптимистом до сорока восьми лет, знает слишком много;
если же он стал оптимистом после сорока восьми, значит он знает слишком
мало'.
Марк Твен
'Оптимист утверждает, что мы живем в самом лучшем из всех возможных
миров, а пессимист опасается, что это является правдой'.
Джеймс Кейбл
'Пессимист -- это тот, кто, сталкиваясь с двумя неприятными вариантами,
выбирает оба'.
Энон
'Изменение и боль являются частью жизни, а страдание -- вещь
добровольная'.
Энон
* ГЛАВА 9
БЕСПОКОЙСТВО И НАДЕЖДА
В условиях полной неопределенности нет ничего плохою в том, чтобы
надеяться.
Карл Саймонтов
Беспокойство приводит к напряжению и вполне заслуживает того, чтобы ему
посвятить отдельную главу книги. Несчастье уже само по себе неприятно, но
беспокойство по поводу его последствий еще больше усугубляет положение. Хуже
того, мы часто начинаем тревожиться о том, что могло бы произойти, но не
происходит на самом деле. Мы заранее чувствуем себя плохо без всяких видимых
причин. Эта ситуации может быть просто плодом нашего воображения, но
вызываемый ею стресс достаточно реален. Беспокойство может разогнать сон и
привести к болям в пояснице и таким желудочно-кишечным проблемам, как
метеоризм и колит И даже тогда, когда проблема оказывается реальной,
беспокойство ничем не может помочь ее разрешению.
Мы способны беспокоиться по любому поводу. Ведь существует неисчислимое
количество вариантов, и события могут пойти не так, как нам хотелось бы. Чем
больше у вас таких вариантов, тем больше и поводов для беспокойства. Мы
беспокоимся о самих себе, о своих любимых и близких и