ценность, но практические инструменты и руководства выпали из
рассмотрения. НЛП заполнило этот пробел на уровне способностей. Моделируя
успех, оно предложило ряд техник и методик; анализируя структуру нашего
опыта -- сделало стратегии здоровья понятными и доступными для всех.
Четвертый уровень -- убеждения и ценности. Они оказывают огромное
влияние на наше здоровье. Убеждения -- это принципы, которые управляют нашими
действиями. Они определяют то, как мы относимся к самим себе, как мы
реагируем на других людей и какой смысл мы придаем нашим переживаниям.
Эффект плацебо показывает, что мы способны вылечить самих себя, если мы
верим в эффективность лекарства (при этом не имеет никакого значения,
оказывает ли это лекарство какое-то физиологическое воздействие или нет).
То, о чем мы думаем, как о чистом разуме (убеждении), вызывает изменения в
теле, которые оказываются ощутимыми и реальными. Кроме того, исследования в
поведенческой терапии обнаружили, что степень, в какой мы верим в
способность контролировать собственные реакции, является важной составляющей
способности защищаться от пагубных воздействий стресса.
Часто мы поступаем по принципу 'увижу -- поверю'. Но, к сожалению, к
тому времени, когда вы увидите результат нездоровой привычки, будет слишком
поздно: вы уже будете больны. Основанием для вашей веры должно стать то,
чего вы хотите избежать.
Убеждения вызывают еще и более глубокий эффект. Например, если вы
убеждены, что существует лекарство от любой болезни, ваше поведение,
по-видимому, будет отличаться от поведения человека, который убежден, что
его здоровье предопределено наследственностью. Мы будем детально исследовать
влияние убеждений на здоровье в главе 4.
Ценности -- это то, к чему мы стремимся: здоровье, благополучие,
счастье, защищенность, любовь. Ценности, как магниты, притягивают наше
поведение.
Зачем мы делаем то, что делаем? Чтобы получить нечто важное для себя и
избежать того, что является вредным. Поведенческая терапия зачастую
оказывается неэффективной оттого, что не принимает в расчет уровень
убеждений и ценностей. Люди не будут меняться до тех пор, пока не поверят,
что для этого есть хорошая причина и это изменение принесет им нечто важное
или уведет их от того, чего они хотели бы избежать. Убеждения и ценности не
поддаются логическому обоснованию (хотя они не обязательно должны быть
нелогичными).
Пятый уровень -- идентичность (индивидуальность, система черт личности).
Идентичность -- это ваше восприятие самого себя, глубинные убеждения и
ценности, которые определяют вас и вашу миссию в жизни в ваших собственных
глазах. Если у человека хроническое заболевание, он может считать себя
'пациентом'. Такое представление может тормозить выздоровление. Ведь пациент
-- это тот, кто болеет. И поскольку он продолжает думать о себе, как о
пациенте, он продолжает болеть. Личность -- это не только болезнь и не только
боль, хотя порой обе эти вещи могут затмевать все остальное. С другой
стороны, 'Я -- здоровый человек' является утверждением, которое может иметь
огромное влияние на здоровье.
И, наконец, шестой уровень -- это уровень духовности, ваша связь с
другими людьми и с тем, что оказывается выше вашей личности, как бы вы об
этом ни думали.
Подведем итоги:
Здоровье воздействует на все неврологические уровни и, в свою очередь,
подвергается влиянию со стороны каждого уровня. В нем много измерений. Ваше
здоровье включает в себя вас целиком: окружение, поведение, мысли,
убеждения, идентичность и духовность.
НЛП, выделив эти уровни, предоставляет нам практические методы,
позволяющие:
-- действовать на уровне окружения, создавая и поддерживая прочные и
хорошие взаимоотношения;
-- действовать на уровне поведения и способностей, формируя здоровые
привычки и стратегии мышления, предоставляющие нам возможность реагировать
более изобретательно. Поэтому мы можем меньше подвергаться воздействию
стресса и легче управлять своим состоянием;
-- действовать на уровне убеждений и ценностей, осознавая свои убеждения
и то, что является важным для нас. НЛП предлагает конкретные приемы для
разрешения конфликтующих убеждений и замены старых убеждений новыми,
способными более эффективно поддерживать наше