Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

- Конечная цель - Лондон. - Практические

результаты работы над собой: чувство нового 'я', 'странная уверенность'. - В

Ростове собирается группа, излагается система Гурджиева. Гурджиев открывает

свой институт в Тифлисе. - Отъезд в Константинополь. - Собираются люди. -

Приезжает Гурджиев. - Гурджиеву представлена новая группа. - Перевод песни

дервишей. - Гурджиев как художник и поэт. - Институт начинает работу в

Константинополе. - Гурджиев разрешает написать и опубликовать книгу. -

Гурджиев едет в Германию. - Решение продолжать константинопольскую работу в

Лондоне. - Гурджиев организует свой институт в Фонтенбло. - Работа в замке

'Аббатства'. - Беседа с Кэтрин Мэнсфилд. - Гурджиев говорит о разных типах

дыхания. 'Дыхание при помощи движений'. - Демонстрация в парижском театре на

Елисейских Полях. - Отъезд Гурджиева в Америку. - Решение продолжать

самостоятельную работу в Лондоне.

Приложение

ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА. Записи бесед и лекций Гурджиева (отрывки)

П.Д.Успенский. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

Перевод Н.В.фон Бока. (c) Издательство Чернышева. СПб., 1992.

Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного

Гурджиева. Его книга 'В поисках чудесного', сыгравшая важную роль в

распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к

50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949).

ГЛАВА 1

Возвращение из Индии. - Война и 'поиски чудесного'. Старые мысли. -

Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. -

Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым.

'Переодетый'. - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа

Гурджиева. - 'Проблески истины'. Дальнейшие встречи и беседы. - Организация

московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. -

Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. -

'Философия', 'теория' и 'практика'. - Как была найдена эта система? - Идеи

Гурджиева. - 'Человек - это машина', управляемая внешними влияниями. - 'Все

случается'. - Никто ничего не 'делает'. - Чтобы 'делать', необходимо 'быть'.

- Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология

для изучения машины? - Обещание 'фактов'. Можно ли прекратить войны? -

Беседа: планеты и Луна как живые существа. - 'Разум' Солнца и Земли. -

'Субъективное' и 'объективное' искусство.

Я возвратился в Россию после довольно длительного путешествия по

Египту, Цейлону и Индии. Это произошло в ноябре 1914 года, т.е. в начале

первой мировой войны, которая застала меня в Коломбо. Я вернулся оттуда

через Англию.

Покидая Петербург в начале путешествия, я сказал, что отправляюсь

'искать чудесное'. Очень трудно установить, что такое 'чудесное', но для

меня это слово имело вполне определенный смысл. Уже давно я пришел к

заключению, что из того лабиринта противоречий, в котором мы живем, нет

иного выхода, кроме совершенно нового пути, не похожего ни на один из тех,

которые были нам известны и которыми мы пользовались. Но где начинался этот

новый или забытый путь - этого я не мог сказать. Тогда мне уже был известен

тот несомненный факт, что за тонкой оболочкой ложной реальности существует

иная реальность, от которой в силу каких-то причин нас нечто отделяет.

'Чудесное' и есть проникновение в эту неведомую реальность. Мне казалось,

что путь к неизведанному можно найти на Востоке. Почему именно на Востоке?

На это трудно ответить. Пожалуй, в этой идее было что-то от романтики; а

возможно, тут имело место убеждение, что в Европе, во всяком случае, найти

что-либо невозможно.

На обратном пути, в течение тех нескольких недель, что я провел в

Лондоне, все мои мысли о результатах исканий пришли в полный беспорядок под

воздействием безумной нелепости войны и связанных с нею эмоций, которые

наполняли атмосферу, разговоры и газеты и, против моей воли, часто

захватывали и меня.

Но когда я вернулся в Россию и вновь пережил те мысли, с которыми ее

покидал, я почувствовал, что мои искания и все, что с ними связано, более

важны, чем любые вещи, которые происходят и могут произойти в мире

'очевидных нелепостей'. Я сказал себе, что на войну следует смотреть как на

одно из тех катастрофических условий