Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

Он хлещет всех направо и налево и ничего не боится. Но

в следующее мгновенье другой хватает кнут и бьет его самого. Так

продолжается в течение всей человеческой жизни. Вообразите страну, где

каждый может на пять минут стать царем и делать в течение этих пяти минут с

царством все, что захочет. А ведь такова наша жизнь.

Во время одной из бесед Гурджиев вернулся к идее различных телах

человека.

- То, что у человека может быть несколько тел, - сказал он, - мы должны

понимать как идею, как принцип. Но к нам это не относится: мы знаем, что у

нас только одно физическое тело, никакое другое нам не известно; именно это

физическое тело мы должны изучать. Но при этом необходимо помнить, что

вопрос не сводится лишь к физическому телу, что существуют люди, у которых

может быть два, три и более тел. Однако лично для нас это особой роли не

играет. Кто-нибудь, вроде Рокфеллера в Америке, может иметь много миллионов;

но его миллионы не помогут мне, если мне нечего есть. То же самое и с

вопросом о телах. Каждый должен думать о себе; полагаться на других, утешать

себя мыслями о том, чем обладают другие, - бесполезно и бессмысленно.

- Как можно знать о том, что у человека есть 'астральное тело'? -

спросил я.

- Есть определенные способы для того, чтобы узнать это, - ответил

Гурджиев. - При некоторых условиях можно увидеть 'астральное тело', отделить

его от физического тела и даже сфотографировать вместе с ним. Но гораздо

легче и проще установить существование 'астрального тела' по его функциям.

'Астральное тело' выполняет определенные функции, которых физическое тело

выполнять не может. Их присутствие указывает на наличие 'астрального тела',

а отсутствие говорит о его отсутствии. Но сейчас обсуждать все это слишком

рано. Наше внимание должно быть сосредоточено на изучении физического тела;

необходимо понять устройство человеческой машины. Наша принципиальная ошибка

состоит в том, что мы думаем, что у нас один ум. Мы называем функции ума

'сознательными', а все то, что не входит в этот ум, - 'бессознательным' или

'подсознанием'. И здесь наша главная ошибка. Позже мы поговорим о

сознательном и бессознательном. А в настоящий момент я хочу объяснить вам,

что деятельность человеческой машины, физического тела, находится под

контролем не одного, а нескольких умов, совершенно независимых друг от

друга, выполняющих особые функции и имеющих отдельные сферы проявления. Это

следует понять прежде всего, иначе мы не поймем ничего другого.

После этого Гурджиев продолжал объяснять различные функции человека и

центры, их контролирующие, в том порядке, в каком эти понятия изложены в

лекциях по психологии. Объяснения и все связанные с ними беседы заняли

довольно длительный период; почти в каждой беседе мы возвращалось к основным

идеям о механичности человека, об отсутствии в нем единства, о том, что он

не имеет выбора, не может что-либо делать и так далее. Нет возможности

привести все беседы в том порядке, в каком они проходили в действительности,

поэтому я собрал весь психологический и весь космологический материал в двух

отдельных сериях лекций. В этой связи необходимо отметить, что сами идеи

давались нам не в той форме, в какой они изложены в моих записях. Гурджиев

излагал идеи понемногу, как бы оберегая, охраняя их от нас. Касаясь впервые

каких-нибудь новых тем, он предлагал лишь общие положения, часто утаивая

самое существенное. Иногда он сам указывал на очевидные противоречия в

предложенных теориях, которые на деле как раз и были следствием таких

сокрытий и умалчиваний. В следующий раз, подходя к тому же предмету по

возможности под другим углом, он давал больше; в третий раз - еще больше.

Так было, например, с вопросом о функциях и центрах. Сначала он говорил о

трех центрах: интеллектуальном, эмоциональном и двигательном, стараясь

заставить нас распознавать эти функции, находить примеры и т.д. Потом, как

независимая и самостоятельная машина, был добавлен инстинктивный центр, еще

позже - половой центр. Помню, что некоторые из его замечаний привлекли мое

внимание Так. говоря о половом центре, он сказал, что практически этот центр

никогда не работает самостоятельно, потому что находится в зависимости от

других центров - интеллектуального, эмоционального, инстинктивного и

двигательного. Говоря