нет ни того, ни другого.
Кришнамурти: Ни того, ни другого, именно так! Есть что-то еще -
ощущение, что существует какое-то иное, 'не-двойственное' движение.
Бом: Что означает 'не-двойственное'? В нем нет разде-ления?
Кришнамурти: Нет разделения. Я не хотел бы пользо-ваться словом
'не-двойственный'. Не существует разделе-ния.
Бом: Но, тем не менее, это движение.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Что означает движение без разделения?
Кришнамурти: Я имею в виду движение, которое не предполагает времени.
Это движение не рождает разделения. Таким образом, я хотел бы вернуться к
первооснове. Если в первооснове нет ни тьмы, ни света, ни Бога, ни Сына
Божия - нет никакого разделения - что тогда есть? Можно ли сказать, что
первооснова есть движение?
Бом: Пожалуй, да. Она могла бы быть движением. Движение неделимо.
Кришнамурти: Верно. И я говорю, что существует дви-жение во тьме.
Бом: Да, но мы сказали, что между тьмой и светом нет разделения, а вы,
тем не менее, говорите о движении.
Кришнамурти: Да. Могли бы вы сказать, что первоосно-ва есть бесконечное
движение?
Бом: Да.
Кришнамурти: А что это значит?
Бом: Это весьма трудно выразить.
Кришнамурти: Не останавливайтесь, давайте выразим это. Что значит
движение, если исключить движение отсюда туда, исключить время - существует
ли какое-то другое движение?
Бом: Да.
Кришнамурти: Существует. Это движение от бытия к становлению -
психологическое. Движение в пространстве, движение во времени. Мы говорим,
что всем этим формам движения свойственно разделение. А существует ли
движе-ние, которое в самом себе неделимо? Когда вы утверждаете, что не
существует разделения, вы, конечно, имеете в виду именно это движение?
Бом: А вы разве не считаете, что когда нет разделения, существует это
движение?
Кришнамурти: Да, и я сказал, что 'X' считает это движение первоосновой.
Бом: Верно.
Кришнамурти: Могли бы вы сказать, что она не имеет ни начала, ни конца?
Бом: Да.
Кришнамурти: Иначе это снова означало бы время.
Бом: Можно ли сказать, что это движение не имеет формы?
Кришнамурти: Оно вне формы и всего прочего. Я хочу продвинуться немного
дальше. Я спрашиваю: когда вы высказываете мысль, что разделения не
существует, не имеете ли вы в виду отсутствие разделения в движении?
Бом: Видите ли, оно протекает без разделения.
Кришнамурти: Да, это движение, в котором нет разделе-ния. Удалось ли
мне уловить значение этого? Понял ли я всю глубину этого утверждения?
Движение, в котором нет разде-ления, - это, как мы знаем, движение, в
котором отсутствует время и расстояние. Ни малейшего следа времени. Я
пыта-юсь, таким образом, увидеть, не окружает ли человека такое движение?
Бом: Да, охватывает его.
Кришнамурти: Я хочу это понять. Меня тревожит судьба рода
человеческого, судьба человечества, которым являюсь я сам. Из нескольких
высказываний 'X'наиболее сильно взволновало меня его утверждение, которое
представляется абсолютно истинным, -- что не существует разделения. А это
означает, что не существует действия, которое разделяет.
Бом: Да.
Кришнамурти: Это мне понятно. Я также спрашиваю, происходит ли это
движение вне времени и прочее? Это, кажется, то, что представляет собой мир,
вы согласны?
Бом: Универсум.
Кришнамурти: Универсум, космос, целое.
Бом: Все в целом .
Кришнамурти: Все в целом. Не принято ли считать в иудейском мире, что
'Я есмь' может сказать только Бог?
Бом: Ну, это форма словесного выражения. И совсем не обязательно она
должна отражать суть данного утверждения.
Кришнамурти: Да, понимаю. Вы уже заметили, к