Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

нет ни того, ни другого.

Кришнамурти: Ни того, ни другого, именно так! Есть что-то еще -

ощущение, что существует какое-то иное, 'не-двойственное' движение.

Бом: Что означает 'не-двойственное'? В нем нет разде-ления?

Кришнамурти: Нет разделения. Я не хотел бы пользо-ваться словом

'не-двойственный'. Не существует разделе-ния.

Бом: Но, тем не менее, это движение.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Что означает движение без разделения?

Кришнамурти: Я имею в виду движение, которое не предполагает времени.

Это движение не рождает разделения. Таким образом, я хотел бы вернуться к

первооснове. Если в первооснове нет ни тьмы, ни света, ни Бога, ни Сына

Божия - нет никакого разделения - что тогда есть? Можно ли сказать, что

первооснова есть движение?

Бом: Пожалуй, да. Она могла бы быть движением. Движение неделимо.

Кришнамурти: Верно. И я говорю, что существует дви-жение во тьме.

Бом: Да, но мы сказали, что между тьмой и светом нет разделения, а вы,

тем не менее, говорите о движении.

Кришнамурти: Да. Могли бы вы сказать, что первоосно-ва есть бесконечное

движение?

Бом: Да.

Кришнамурти: А что это значит?

Бом: Это весьма трудно выразить.

Кришнамурти: Не останавливайтесь, давайте выразим это. Что значит

движение, если исключить движение отсюда туда, исключить время - существует

ли какое-то другое движение?

Бом: Да.

Кришнамурти: Существует. Это движение от бытия к становлению -

психологическое. Движение в пространстве, движение во времени. Мы говорим,

что всем этим формам движения свойственно разделение. А существует ли

движе-ние, которое в самом себе неделимо? Когда вы утверждаете, что не

существует разделения, вы, конечно, имеете в виду именно это движение?

Бом: А вы разве не считаете, что когда нет разделения, существует это

движение?

Кришнамурти: Да, и я сказал, что 'X' считает это движение первоосновой.

Бом: Верно.

Кришнамурти: Могли бы вы сказать, что она не имеет ни начала, ни конца?

Бом: Да.

Кришнамурти: Иначе это снова означало бы время.

Бом: Можно ли сказать, что это движение не имеет формы?

Кришнамурти: Оно вне формы и всего прочего. Я хочу продвинуться немного

дальше. Я спрашиваю: когда вы высказываете мысль, что разделения не

существует, не имеете ли вы в виду отсутствие разделения в движении?

Бом: Видите ли, оно протекает без разделения.

Кришнамурти: Да, это движение, в котором нет разделе-ния. Удалось ли

мне уловить значение этого? Понял ли я всю глубину этого утверждения?

Движение, в котором нет разде-ления, - это, как мы знаем, движение, в

котором отсутствует время и расстояние. Ни малейшего следа времени. Я

пыта-юсь, таким образом, увидеть, не окружает ли человека такое движение?

Бом: Да, охватывает его.

Кришнамурти: Я хочу это понять. Меня тревожит судьба рода

человеческого, судьба человечества, которым являюсь я сам. Из нескольких

высказываний 'X'наиболее сильно взволновало меня его утверждение, которое

представляется абсолютно истинным, -- что не существует разделения. А это

означает, что не существует действия, которое разделяет.

Бом: Да.

Кришнамурти: Это мне понятно. Я также спрашиваю, происходит ли это

движение вне времени и прочее? Это, кажется, то, что представляет собой мир,

вы согласны?

Бом: Универсум.

Кришнамурти: Универсум, космос, целое.

Бом: Все в целом .

Кришнамурти: Все в целом. Не принято ли считать в иудейском мире, что

'Я есмь' может сказать только Бог?

Бом: Ну, это форма словесного выражения. И совсем не обязательно она

должна отражать суть данного утверждения.

Кришнамурти: Да, понимаю. Вы уже заметили, к