Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

использует мысль.

Бом: Да, но в мысли теперь уже нет прямого соответствия памяти.

Кришнамурти: Подождите.

Бом: Когда мысль устремляется вовне сама по себе, она действует

независимо, как машина, и она неразумна.

Кришнамурти: Совершенно верно.

Бом: Но когда мысль является орудием озарения,...

Кришнамурти: Она тогда уже не есть память.

Бом: Она не основана на памяти.

Кришнамурти: Да, не основана на памяти.

Бом: Она использует память, но не основана на памяти.

Кришнамурти: И что тогда? Мысль, сама по себе ограни-ченная,

несовершенная, создающая противоречия, никогда не может быть разумной...

Бом: Без озарения.

Кришнамурти: Верно. Так вот, как проявляется у нас озарение, которое

есть абсолютная разумность? Не разум-ность мысли.

Бом: Я назвал бы ее разумностью восприятия.

Кришнамурти: Да, разумность восприятия.

Бом: Тогда мысль становится ее инструментом и таким образом имеет тот

же порядок.

Кришнамурти: А как мне получить озарение? Это следу-ющий вопрос, - не

так ли? Что я должен делать или не делать, чтобы у меня было это мгновенное

прозрение, которое не связано с временем, не связано с памятью, которое не

имеет причины, не основано на награде или наказании? Оно свобод-но от всего

этого. Как ум получает озарение? Когда я говорю, что у меня - озарение, то

это, безусловно, не так. Как может ум, который был неразумен и лишь

временами до некоторой степени становился разумным, иметь озарение? Озарение

возможно, если ваш ум свободен от времени.

Бом: Верно. Давайте продвигаться медленно, потому что, если мы вернемся

назад, к научной точке зрения или даже просто к здравому смыслу, то увидим,

что время однозначно рассматривается как основа всего, оно принято за основу

и в научной работе. Даже в древнегреческой мифоло-гии Кронос, бог времени,

порождает своих детей и сам же их проглатывает. Это в точности соответствует

тому, что мы говорим о первооснове: все из нее приходит и, умирая, в нее

возвращается. Таким образом, человечество уже с давних пор в какой-то мере

считало время основой.

Кришнамурти: Да. А тут кто-то приходит и говорит, что время основой не

является.

Бом: Верно. Таким образом, до сей поры даже ученые ищут опору во

времени -- а все прочие и подавно!

Кришнамурти: В этом все дело.

Бом: А вы говорите, что время - не основа. Кое-кто мог бы сказать, что

это вздор, но мы остаемся в этом вопросе открытыми, хотя некоторые люди

легко могли бы его проиг-норировать. И вот, если вы считаете, что время - не

основа, то мы не знаем, как нам к нему относиться.

Кришнамурти: Я знаю, как к нему относиться. Мы это рассмотрим.

Собеседник: Не является ли время тем же самым движе-нием, что и

движение мысли, которое мы рассматривали вначале?

Кришнамурти: Да, время - то же самое движение. Время есть мысль.

Бом: Давайте предусмотрительно вернемся к вопросу о времени, потому что

существует, как мы часто говорим, хронологическое время.

Кришнамурти: Конечно, это просто.

Бом: Да, а к тому же, мы мыслим. Видите ли, мышление берет время

хронологическое, но кроме того, оно проецирует своего рода воображаемое

время...

Кришнамурти: ... которое есть будущее.

Бом: Которое есть будущее и прошлое, поскольку мы его пережили.

Кришнамурти: Да, правильно.

Бом: Время, которое является воображаемым, это также своего рода

реальный процесс мышления.

Кришнамурти: Это факт.

Бом: Это факт, что требуется время, физическое, чтобы мыслить, но мы

также пользуемся временем, когда вообража-ем все прошлое и будущее.

Кришнамурти: Да, таковы факты.

Бом: В таком случае давайте скажем, что это время не является основой;

основой, пожалуй, не является даже физи-ческое время.

Кришнамурти: Мы собираемся это выяснить.

Бом: Да, но мы воспринимаем его как основу, ибо чувствуем, что как

личности мы существуем во времени. Без времени не было бы моего 'я'.

Кришнамурти: Это так.

Бом: 'Я' должно существовать во времени.

Кришнамурти: Конечно, конечно.

Бом: Будучи чем-то или постоянно чем-то становясь.

Кришнамурти: Становление и бытие находятся в поле времени. И вот, может

ли ум, который эволюционировал во времени...

Собеседник: Что вы тогда подразумеваете под умом?

Кришнамурти: Ум - мозг, мои ощущения, мои чувства - все это