к чему мы идем, вы сказали:
'Нет, это не тот путь', - это означало бы, разумеется, перелом во всем вашем
восприятии этого. В данный момент вы говорите, что разделение - не тот путь.
Мы стараемся увидеть и понять, так ли это - верно?
Кришнамурти: Я даже не спрашиваю, так ли это. 'X' очень точно все
объяснил и в заключение сказал, что разде-ления не существует. А я, будучи
восприимчивым, очень внимательно наблюдаю и осознаю, что постоянно живу в
разделении. Утверждение 'X' сломало стереотип.
Не знаю, следите ли вы за тем, что я пытаюсь объяснить. Оно сломало
стереотип, потому что 'X' сказал то, что в самой своей основе истинно. Не
существует отдельно Бога и челове-ка. Да, сэр, я настаиваю на этом. Я вижу -
там, где ненависть, другого нет. Но, ненавидя, я желаю другого. Так что
посто-янное разделение рождено из тьмы. Тьма постоянна. Но я слушаю очень
внимательно, и утверждение 'X' представля-ется мне абсолютно истинным. Я
проникаюсь им, и его действие рассеивает тьму. Я не совершаю никакого
усилия, чтобы отвергнуть тьму, но 'X' - это свет. Я полагаю, это именно так.
И вот, спрашивается, могу ли я слушать со своей тьмой, в своей тьме,
которая постоянна? Могу ли я в этой тьме вас услышать? - Конечно, могу. Я
живу в постоянном разделе-нии, которое приносит тьма. 'X' приходит и говорит
мне, что разделения не существует.
Бом: Верно. А почему вы говорите, что можете слышать во тьме?
Кришнамурти: О, да, я могу слышать во тьме. Если не могу, то я обречен.
Бом: Но это не аргумент.
Кришнамурти: Конечно, это не аргумент, но это так!
Бом: Жизнь во тьме не стоила бы прожитого времени. Но теперь мы
говорим, что возможно слышать во тьме.
Кришнамурти: 'X'объясняет мне очень и очень точно. Я восприимчив. Я
слушаю его в своей тьме, и это делает меня восприимчивым, живым,
наблюдательным. Это то, что я делаю. Мы делаем это вместе. Он утверждает,
что разделения абсолютно не существует. А я знаю, что живу в разделении. Так
вот, само его утверждение прекращает это непрерывное движение.
В противном случае, если этого не произойдет, я остаюсь ни с чем - вы
согласны? Я вечно живу во тьме. Но вот в этой пустыне звучит голос, и
слушание этого голоса производит удивительное действие.
Бом: Слушание достигает истока движения, тогда как наблюдение не
достигает.
Кришнамурти: Да, я наблюдал, я слушал, я играл во всякого рода игры всю
свою жизнь. А теперь вижу, что есть только одно -- постоянная тьма, и я
действую в этой тьме; в этой пустыне, являющейся тьмой, действую как ее
центр - 'я'. Я вижу это с предельной ясностью, со всей полнотой. Я не смогу
больше этого отрицать. 'X' приходит и говорит мне это. В пустыне слышится
голос, говорящий, что есть вода. - Вы следите? Это не надежда. Это
непосредственное действие, которое совершается во мне.
Нужно осознать, что моя жизнь - это постоянное движе-ние во тьме. Вы
согласны со мной? Но могу ли я, со всем своим опытом, со всем знанием,
которое я накапливал миллион лет, вдруг осознать, что живу в абсолютной
тьме? Это означает, что я достиг той черты, где кончается всякая надежда.
Верно? Но моя надежда - это тоже тьма. Будущего совсем нет. И я остаюсь с
этой необъятной тьмой, я во тьме. Такое осознание означает конец
становления. Я достиг этой точки, и 'X' говорит мне, что это вполне
естественно.
Видите ли, все религии говорят, что разделение сущес-твует.
Бом: Но они говорят, что его можно преодолеть.
Кришнамурти: Повторяется все тот же стереотип. Не имеет значения, кто
сказал, но в этой пустыне действительно кто-то что-то говорит, и я тут слышу
каждый голос, и свой собственный, и это все более сгущает тьму. Тем не
менее, именно так происходит. Не означает ли это, что разделения не
существует, когда есть озарение?
Бом: Да.
Кришнамурти: Это не ваше или мое озарение, это -- озарение. И в нем нет
разделения.
Бом: Да.
Кришнамурти: Озарение приводит нас к первооснове, о которой мы
говорили...
Бом: Что вы имеете в виду?
Кришнамурти: То, что в первооснове не существуют тьма или свет как
таковые. В первооснове нет разделения. В ней нет ничего, рожденного волей,
временем или мыслью.
Бом: Вы говорите, что свет и тьма неразделимы?
Кришнамурти: Верно.
Бом: А это значит, что