рассеяло всю вашу тьму, самый ее центр,
рассеяло пол-ностью. А я, серьезный, довольно разумный человек, слушаю вас.
И все, что вы говорите, представляется мне обоснован-ным, разумным, здравым.
Я ставлю под вопрос разделение. Оно создано центром, который творит тьму.
Разделение создала мысль.
Бом: Значит, во тьме мысль творит разделение.
Кришнамурти: Тень, которая исходит от тьмы, создает разделение. -
Бом: Когда к нам приходит озарение, мы говорим, что разделения не
существует.
Кришнамурти: Да. А человек не хочет с этим согласить-ся, потому что в
его тьме нет ничего кроме разделения. Живя во тьме, мы создаем разделение,
создаем его в своих мыслях...
Бом: Мы постоянно его создаем.
Кришнамурти: Да, постоянно желая состояния, в кото-ром нет разделения.
Однако, это желание - все еще движение тьмы. Верно?
Бом: Да.
Кришнамурти: Как мне рассеять эту непрекращающую-ся, постоянную тьму?
Это единственный вопрос, и пока он существует, я неизменно создаю
разделение. Вы видите, тут замкнутый круг. Я могу рассеять тьму только
благодаря озарению, а озарения невозможно достичь никаким усилием воли, и
таким образом, я остаюсь ни с чем. Итак, в чем моя проблема? Она в том,
чтобы осознать тьму, осознать мысль, которая творит тьму, и увидеть, что 'я'
-- источник этой тьмы. Почему мне не удается это увидеть? Почему я не могу
это понять даже логически?
Бом: Логически это вполне понятно.
Кришнамурти: Да, и все же это, кажется, не работает. Итак, что я должен
делать? Я впервые осознал, что 'я' создает тьму, постоянно порождающую
разделение, -- вижу это очень ясно.
Бом: Разделение в любом случае создает тьму.
Кришнамурти: Vice versa, и наоборот. А отсюда все начинается снова. Мне
это очень ясно. Что должен я делать? Так что я не признаю разделения.
Собеседник: Кришнаджи, не вводим ли мы снова разде-ление, когда говорим
о человеке, который нуждается в озарении?
Кришнамурти: Но человек имеет озарение. 'X' имеет озарение, и он очень
убедительно объясняет, как тьма исче-зает. Я слушаю его, а он объясняет, что
сама моя тьма создает разделение. В действительности разделения не
существует, нет разделения на свет и тьму. И он спрашивает меня, могу ли я
устранить, могу ли я отбросить это чувство разделения.
Бом: Понимаете, говоря так, говоря, что я должен его устранить, вы,
кажется, возвращаетесь назад, к разделению.
Кришнамурти: Нет, не 'должен'.
Бом: У вас каким-то образом получается, что происходя-щий в уме
мыслительный процесс спонтанно создает разделе-ние. Вы говорите 'стараться
его отбросить', а в то же время это означает 'стараться его создать'.
Кришнамурти: Я понял. Но может ли мой ум устранить разделение? Или это
неправильно поставленный вопрос?
Собеседник: Может ли ум устранить разделение, в то время как он сам
разделен?
Кришнамурти: Нет, не может. Что же мне делать?
Послушайте: 'X' говорит что-то очень верное, что имеет огромное
значение и красоту, и все мое существо откликает-ся: 'Улови это!'. И тут
разделения нет.
Я понимаю, что разделение создаю я сам, создаю его из тьмы, в которой
живу. Но я услышал, как 'X' говорит, что разделения не существует. И я
сознаю, что это - экстраорди-нарное утверждение. Итак, само это утверждение
оказывает на человека, живущего в постоянном разделении, немедлен-ное
действие. Верно?
Бом: Я думаю, что оно должно, как вы говорите, устра-нить разделение...
Кришнамурти: Я оставлю его, не буду устранять. Я хочу немного осмыслить
утверждение, что разделения не сущес-твует. Это поможет мне сдвинуться с
места.
Утверждение 'X', что разделения не существует, утвер-ждение, идущее от
озарения, оказывает на меня огромное воздействие. Я постоянно живу в
разделении, а 'X' приходит и говорит, что разделения не существует. Какое
действие оказывает это на меня?
Бом: Вы тогда говорите, что разделения нет. Это имеет свое значение. Но
с другой стороны кажется, что разделение существует.
Кришнамурти: Я осознаю разделение, но утверждение, что разделения нет,
оказывает на меня огромное воздействие. Это представляется естественным, -
не так ли? Когда я вижу что-то неподвижное, незыблемое, я должен определенно
ощутить на себе его воздействие. Я воспринимаю его как сильнейший импульс.
Бом: Видите ли, если бы, говоря о чем-то,