прозрение, но частичное прозрение
не имеет качества целостного интуитив-ного постижения, потому что в какой-то
части продолжает оставаться тьма.
Бом: Частичное прозрение не рассеивает центр, 'я'. Оно может рассеять
тьму в определенной сфере, но источник тьмы, ее создатель, тот, кто
поддерживает ее, все еще остается.
Кришнамурти: Все еще остается. И что тогда нам делать? Но это
неправильный вопрос. Он никуда не ведет.
Мы разработали генеральный план, верно? И я должен каким-то образом
действовать или не действовать. У меня нет энергии. Я не обладаю
способностью сразу все увидеть. Это видение -- внезапно, его невозможно
практиковать и со временем получить. У меня нет этой способности, нет
ощуще-ния крайней необходимости, безотлагательности. Все против меня: моя
семья, жена, общество, -- все! He значит ли это, что мне в конце концов
придется стать монахом?
Бом: Нет. Становление монахом - то же самое, что и становление кем
угодно еще.
Кришнамурти: Верно. Становление монахом подобно становлению
бизнесменом! Я понимаю все это на уровне слов, понимаю своим умом,
интеллектуально, но мне не удается это глубоко осознать. Существуют ли здесь
какие-то подходы? Я всегда задаю один и тот же вопрос, потому что нахожусь в
плену одного и того же стереотипа. Итак, нет ли совершенно иного пути, иного
подхода ко всей этой неразберихе жизни, иного способа взглянуть на это? Или
же существует лишь один-единственный прежний путь?
Мы говорили, что до тех пор, пока центр творит тьму, а мысль действует
в этой тьме, неизбежен беспорядок, и общество будет именно таким, каким оно
является сейчас. Для того, чтобы изменить это положение, необходимо
озаре-ние. Озарение может прийти только, как вспышка, внезап-ный свет,
который уничтожает не только тьму, но и создателя тьмы.
Бом: Да.
Кришнамурти: И вот я спрашиваю, существует ли ка-кой-то иной, абсолютно
иной подход к этому вопросу, хотя прежний представляется таким совершенным?
Бом: Весьма возможно. Когда вы говорите, что он представляется
совершенным, не хотите ли вы предложить менее совершенный подход?
Кришнамурти: Я говорю, что если существует только этот единственный
путь, то мы обречены.
Бом: Вы не можете вызвать вспышку озарения своей волей.
Кришнамурти: Конечно, оно не может быть вызвано волей, не может быть
получено с помощью жертвы, с по-мощью любой формы человеческого усилия. Это
исключает-ся. Мы поняли и покончили со всем этим. Мы также признаем, что для
некоторых людей, для 'X', озарение представляется естественным; и мы
спрашиваем, почему оно не представляется таковым для других?
Бом: Если мы возьмем ребенка, то для ребенка кажется естественным
ответ, идущий от его животных инстинктов, которые всецело владеют им. Тьма
возникает потому, что она овладевает чувствами.
Кришнамурти: Да, но почему по-другому это происходит с 'X'?
Бом: Прежде всего потому, что большинство людей считает, что животные
инстинкты могут быть нами унасле-дованы.
Кришнамурти: Да, верно.
Бом: И они могли бы сказать, что этот человек, 'X', -- какой-то
странный.
Кришнамурти: Да.
Бом: Так мыслит человечество, и если даже существуют какие-то люди,
которые мыслят иначе, то они воспринимают-ся как очень необычные и странные.
Кришнамурти: Именно так. Люди отвечают на нена-висть ненавистью и т.д.
Но встречаются среди них немногие, а, возможно, и многие, которые считают
это неестественным или неразумным. Почему возможно такое разделение?
Бом: Если мы скажем, что удовольствие и страдание, страх и ненависть
естественны, то, вероятно, нам придется вести борьбу за то, чтобы их
умерить, иначе они нас погубят. Самое большее, на что мы можем надеяться, --
это контроли-ровать их здравым смыслом или как-то еще.
Кришнамурти: Но это не работает! Являются ли люди, подобные 'X',
которые ведут себя иначе, привилегирован-ным меньшинством, или это какое-то
чудо, какая-то стран-ная случайность?
Бом: Многие сказали бы так.
Кришнамурти: Но это вызывает внутренний протест. Я не мог бы с этим
примириться.
Бом: Если это не случайное явление, тогда вы должны сказать, почему
существует такое различие.
Кришнамурти: Это я пытаюсь выяснить, потому что 'X' родился у таких же
самых родителей.
Бом: