говорит, что мы отличаемся друг от друга? Существует,
конечно, сколько угодно толкований этому, но я остаюсь с тем фактом, что
'А', 'В' и 'С' отличны от 'X', 'Y' и 'Z'. И все это факты - верно?
Собеседник: Из них явствует, что имеется различие.
Кришнамурти: О, нет.
Собеседник: Они же действительно различны.
Кришнамурти: Абсолютно, а не просто по видимости.
Бом: Я думаю, вопрос, к которому мы хотим вернуться, состоит в
следующем: почему люди, которые культивируют ненависть, говорят, что они
отличны от тех, которые этого не делают?
Кришнамурти: Говорят ли они это?
Бом: Я думаю, говорят. Поскольку они допускают, что существует кто-то,
кто не культивирует ненависть, они должны быть отличны от него.
Кришнамурти: Да, это ясно - свет и тьма, и т.д. Но я хотел бы выяснить,
в правильном ли направлении мы двига-емся. То есть, 'X' дал мне этот дар, а
я его не несу. Вы следите за моей мыслью? Я культивировал какой-то ответ, но
этот дар я не несу. Почему? Если отец отвечает на ненависть нена-вистью, то
почему сын не отвечает подобным же образом?
Бом: Я думаю, здесь вопрос озарения.
Кришнамурти: Это означает, что сын имел озарение с самого начала. Вы
следите? Прямо с детства, и что из этого следует?
Бом: Что?
Кришнамурти: Я не хотел бы пока вникать в эту опасную сферу!
Бом: Почему же? Вы, быть может, хотите это отложить.
Кришнамурти: Существует некий фактор, который упус-кается. Я хотел бы
на него указать. Понимаете, если это исключение, то это нелепо.
Бом: Хорошо. Тогда мы согласимся в том, что это потенциально присуще
всем человеческим существам, -- не это ли вы хотели сказать?
Кришнамурти: Я не совсем уверен, что именно это хотел сказать.
Бом: Но я полагаю, что этот фактор присущ всему человечеству.
Кришнамурти: Это также опасное утверждение.
Бом: Это то, о чем вы говорили.
Кришнамурти: Знаю, но сомневаюсь. Когда буду вполне уверен, я вам
скажу.
Бом: Хорошо. Мы исследовали это и можем сказать, что это представляется
многообещающим, хотя и немного опасным. Поскольку некоторые люди переживают
это, - это возможность всего человечества.
Кришнамурти: Это означает, что Бог в вас?
Бом: Нет, это всего лишь значит, что существует возмож-ность озарения.
Кришнамурти: Да, отчасти. Я сомневаюсь во всем этом. Отец отвечает на
ненависть ненавистью, а сын - нет.
Бом: Это случается иногда.
Кришнамурти: Нет, постоянно, с раннего детства - почему?
Бом: Это должно зависеть от озарения, которое показы-вает тщетность
ненависти.
Кришнамурти: Почему тот человек это получил?
Бом: Да, почему?
Кришнамурти: И если это представляется ему таким естественным, то
почему это не естественно для каждого? Как вода, которая естественна для
всякого человека.
Бом: Почему озарение не приходит к каждому с самого детства?
Кришнамурти: Да, это и я спрашиваю.
Бом: Озарение такой силы, что даже плохое обращение не явилось бы
помехой.
Кришнамурти: Ничто не может помешать озарению, я так считаю - ни плохое
обращение, ни побои, ни всякого рода страшные ситуации. Почему? Мы к чему-то
приходим.
15 апреля, 1980 Охай,
Калифорния
Смерть имеет очень мало значения
Кришнамурти: Не говорим ли мы, что люди в своем поведении до сих пор
проявляют животные инстинкты?
Бом: Да, и эти животные инстинкты могут оказаться непреодолимыми в
своей интенсивности и быстроте, особен-но, у маленьких детей. Для них
естественно - отвечать в соответствии с животным инстинктом.
Кришнамурти: Значит, спустя миллион лет, мы все еще в наших поступках,
как и наши предки, руководствуемся инстинктами?
Бом: В какой-то степени. Наши поступки, возможно, формируются также и
мыслью; животный инстинкт, спле-тенный теперь с мыслью, - в каком-то
отношении получается еще хуже!
Кришнамурти: Гораздо хуже.
Бом: Потому что мысль питает и контролирует инстин-кты ненависти, делая
их проявления все более коварными и опасными.
Кришнамурти: И в продолжение многих и многих столе-тий мы не нашли
способа, метода или системы, не нашли ничего, что отвратило бы нас от этого
пути. Так ведь?
Бом: Да. Одна из трудностей тут, несомненно, в том, что когда люди
начинают друг на друга сердиться, их гнев все возрастает, и они оказываются
неспособными ему противос-тоять.