Являются ли тут причиной
наше воспитание, наше образование, наше общество? Я в это не верю. Вы
следите?
Бом: А как вы считаете?
Кришнамурти: Не действует ли тут какой-то другой фактор? Я пытаюсь его
отыскать. Почему мы этого не имеем? Это, кажется, так естественно.
Бом: Сначала надо бы сказать, что этому что-то мешает.
Кришнамурти: Но это представляется таким естествен-ным. Для 'X' это
совершенно естественно. Почему это не естественно для каждого? Почему это
невозможно? Если мы говорим о помехах, о воспитании и пр., обо всем, что
принадлежит к сфере причинной обусловленности, то устра-нение помех - это
еще одна причина. Так мы продолжаем катиться в том же направлении. Во всем
этом есть что-то неестественное.
Собеседник: Если бы вы сказали, что существуют поме-хи...
Кришнамурти: Я не хотел бы пользоваться этим словом;
это язык тьмы.
Собеседник: Тогда вы могли бы сказать, что помехи не дают озарению
проявиться.
Кришнамурти: Конечно. И я захотел бы уйти от этих помех.
Бом: Это не совсем помехи, но мы уже воспользовались выражением 'центр
тьмы', который, как мы сказали, удер-живает тьму.
Кришнамурти: Почему озарение не является естествен-ным для каждого
человека?
Бом: В этом состоит вопрос.
Кришнамурти: Почему любовь не является естественной для каждого? Ясно
ли я ставлю вопрос?
Бом: Думаю, следовало бы это пояснить. Некоторые люди, возможно,
считают, что она естественна для каждого, но, воспитываемые в определенных
условиях, люди посте-пенно оказываются во власти ненависти.
Кришнамурти: Я в это не верю.
Бом: Тогда вы должны считать, что маленький ребенок, сталкивающийся с
ненавистью, не ответит на нее нена-вистью.
Кришнамурти: Да, верно.
Бом: Большинство людей, возможно, считало бы, что для маленького
ребенка, столкнувшегося с ненавистью, естес-твенно ответить на нее
ненавистью.
Кришнамурти: Да, сегодня утром я это услышал. И я спросил себя, -
почему? Теперь минуту. 'X' приходилось бывать в обстоятельствах, которые
могли создать в нем помехи, но 'X' не был затронут этими обстоятельствами.
Почему это невозможно для всех?
Бом: Нам надо бы пояснить, почему мы считаем естес-твенным не отвечать
ненавистью на ненависть.
Кришнамурти: Правильно. Гасить одно другим.
Бом: Когда нет даже и такой мысли. Знаете, ребенок не способен обо всем
этом думать. Некоторые люди сказали бы, что это инстинкт, животный
инстинкт...
Кришнамурти: ... который заключается в том, чтобы ненавидеть...
Бом: ... Ну, отвечать ударом на удар.
Кришнамурти: Отвечать ударом на удар.
Бом: Животное ответит любовью, если вы ласково с ним обращаетесь, но
если вы относитесь к животному с нена-вистью, оно будет сопротивляться.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Оно озлобится.
Кришнамурти: Да.
Бом: А некоторые люди сказали бы, что человек сначала подобен этому
животному, и лишь в дальнейшем способен понимать.
Кришнамурти: Конечно. То есть, что человеческие су-щества происходят от
животных, и животные, человекооб-разная обезьяна или волк...
Бом: ... волк тоже отвечает любовью.
Кришнамурти: И мы говорим, почему...
Бом: Послушайте, почти все со мной согласятся, что в раннем возрасте мы
подобны животным. А вы спрашиваете, почему не все маленькие дети способны на
ненависть сразу же отвечать ненавистью?
Кришнамурти: Нет ли тут ошибки родителей?
Бом: Это не совсем то. Должно быть что-то более глубо-кое.
Кришнамурти: Да, я думаю, что существует нечто совер-шенно другое. Я
хочу это уловить.
Бом: Нечто такое, что может оказаться очень важным.
Кришнамурти: Как нам это выяснить? Пусть откроет нам это озарение! Я
чувствую, что существует совершенно иной подход. Мы подвергаем его критике,
стоя на позициях причинной обусловленности. Не было бы правильнее гово-рить,
что человек не происходит от животного?
Бом: Ну, это не ясно. Современная теория эволюции утверждает, что его
предки - человекообразные обезьяны, которые развивались, и вы можете
проследить ветвь, где они все более и более становились человекоподобными. И
когда вы говорите, что человек не происходит от животного, то это непонятно.
Кришнамурти: Если человек происходит от животного, то, следовательно,
этот инстинкт естественен и тогда он в высшей степени развит.