Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Являются ли тут причиной

наше воспитание, наше образование, наше общество? Я в это не верю. Вы

следите?

Бом: А как вы считаете?

Кришнамурти: Не действует ли тут какой-то другой фактор? Я пытаюсь его

отыскать. Почему мы этого не имеем? Это, кажется, так естественно.

Бом: Сначала надо бы сказать, что этому что-то мешает.

Кришнамурти: Но это представляется таким естествен-ным. Для 'X' это

совершенно естественно. Почему это не естественно для каждого? Почему это

невозможно? Если мы говорим о помехах, о воспитании и пр., обо всем, что

принадлежит к сфере причинной обусловленности, то устра-нение помех - это

еще одна причина. Так мы продолжаем катиться в том же направлении. Во всем

этом есть что-то неестественное.

Собеседник: Если бы вы сказали, что существуют поме-хи...

Кришнамурти: Я не хотел бы пользоваться этим словом;

это язык тьмы.

Собеседник: Тогда вы могли бы сказать, что помехи не дают озарению

проявиться.

Кришнамурти: Конечно. И я захотел бы уйти от этих помех.

Бом: Это не совсем помехи, но мы уже воспользовались выражением 'центр

тьмы', который, как мы сказали, удер-живает тьму.

Кришнамурти: Почему озарение не является естествен-ным для каждого

человека?

Бом: В этом состоит вопрос.

Кришнамурти: Почему любовь не является естественной для каждого? Ясно

ли я ставлю вопрос?

Бом: Думаю, следовало бы это пояснить. Некоторые люди, возможно,

считают, что она естественна для каждого, но, воспитываемые в определенных

условиях, люди посте-пенно оказываются во власти ненависти.

Кришнамурти: Я в это не верю.

Бом: Тогда вы должны считать, что маленький ребенок, сталкивающийся с

ненавистью, не ответит на нее нена-вистью.

Кришнамурти: Да, верно.

Бом: Большинство людей, возможно, считало бы, что для маленького

ребенка, столкнувшегося с ненавистью, естес-твенно ответить на нее

ненавистью.

Кришнамурти: Да, сегодня утром я это услышал. И я спросил себя, -

почему? Теперь минуту. 'X' приходилось бывать в обстоятельствах, которые

могли создать в нем помехи, но 'X' не был затронут этими обстоятельствами.

Почему это невозможно для всех?

Бом: Нам надо бы пояснить, почему мы считаем естес-твенным не отвечать

ненавистью на ненависть.

Кришнамурти: Правильно. Гасить одно другим.

Бом: Когда нет даже и такой мысли. Знаете, ребенок не способен обо всем

этом думать. Некоторые люди сказали бы, что это инстинкт, животный

инстинкт...

Кришнамурти: ... который заключается в том, чтобы ненавидеть...

Бом: ... Ну, отвечать ударом на удар.

Кришнамурти: Отвечать ударом на удар.

Бом: Животное ответит любовью, если вы ласково с ним обращаетесь, но

если вы относитесь к животному с нена-вистью, оно будет сопротивляться.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Оно озлобится.

Кришнамурти: Да.

Бом: А некоторые люди сказали бы, что человек сначала подобен этому

животному, и лишь в дальнейшем способен понимать.

Кришнамурти: Конечно. То есть, что человеческие су-щества происходят от

животных, и животные, человекооб-разная обезьяна или волк...

Бом: ... волк тоже отвечает любовью.

Кришнамурти: И мы говорим, почему...

Бом: Послушайте, почти все со мной согласятся, что в раннем возрасте мы

подобны животным. А вы спрашиваете, почему не все маленькие дети способны на

ненависть сразу же отвечать ненавистью?

Кришнамурти: Нет ли тут ошибки родителей?

Бом: Это не совсем то. Должно быть что-то более глубо-кое.

Кришнамурти: Да, я думаю, что существует нечто совер-шенно другое. Я

хочу это уловить.

Бом: Нечто такое, что может оказаться очень важным.

Кришнамурти: Как нам это выяснить? Пусть откроет нам это озарение! Я

чувствую, что существует совершенно иной подход. Мы подвергаем его критике,

стоя на позициях причинной обусловленности. Не было бы правильнее гово-рить,

что человек не происходит от животного?

Бом: Ну, это не ясно. Современная теория эволюции утверждает, что его

предки - человекообразные обезьяны, которые развивались, и вы можете

проследить ветвь, где они все более и более становились человекоподобными. И

когда вы говорите, что человек не происходит от животного, то это непонятно.

Кришнамурти: Если человек происходит от животного, то, следовательно,

этот инстинкт естественен и тогда он в высшей степени развит.