Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

любовью, но, вы видите, озарение случается

мгновенно, как вспышка.

Кришнамурти: Это, конечно, вспышка. И эта вспышка изменяет всю модель,

воздействует на нее, использует мо-дель, в том смысле, что я аргументирую,

рассуждаю, пользу-юсь логикой пр. Не знаю, ясно ли я выражаю свою мысль?

Бом: Я думаю, как только вспышка окажет свое дейст-вие, модель уже

будет другой, и, возможно, - более разумной. Вспышка может привести к

разумности то, в чем у нас была путаница.

Кришнамурти: Да, конечно! Аристотель мог ко всему этому прийти с

помощью логики.

Бом: Он мог иметь какое-то прозрение! Мы не знаем.

Кришнамурти: Мы не знаем, но я в этом сомневаюсь.

Бом: Мы в действительности не знаем, как работал его ум, до нас дошло

всего лишь несколько книг.

Кришнамурти: Могли бы вы сказать, прочитав эти несколько книг, что он

имел озарение?

Бом: Фактически Аристотеля непосредственно я не чи-тал. Очень немногим

это удалось, потому что читать его трудно. Большинство людей читало то, что

об Аристотеле говорили другие. Отдельные его выражения получили широ-кое

распространение, такие, например, как 'неподвижный двигатель'. И он высказал

некоторые идеи, которые позволя-ют думать, что он был, по крайней мере,

достаточно разумен.

Кришнамурти: То, о чем я пытаюсь говорить - это не частичное, а полное

прозрение; я никогда не имею в виду частичного прозрения.

Собеседник: Кришнаджи, не могли бы вы это немного пояснить? Что вы

понимаете под 'не частичным' прозрени-ем?

Кришнамурти: У художника может быть частичное прозрение. Ученый может

иметь частичное прозрение. Но мы говорим о полном интуитивном прозрении.

Собеседник: Видите ли, художник - это еще и человек, так что...

Кришнамурти: Но его прозрение является частичным.

Собеседник: Оно непосредственно связано с определен-ной формой

искусства. Вы имеете в виду, что оно озаряет ограниченную сферу или предмет.

Не это ли подразумеваете вы под частичным прозрением?

Кришнамурти: Да.

Собеседник: А что было бы тогда полным прозрением? Что могло бы оно

охватить?

Кришнамурти: Всю человеческую деятельность.

Бом: Это один момент. Но еще раньше мы задавались вопросом, проясняет

ли озарение мозг, деятельность мозга. В этом озарении как будто изменяется

материальная деятель-ность мозга. Правильно ли такое понимание? Мы должны

этот момент сделать более ясным, а уж потом сможем подойти - к вопросу о

полноте. Не считаем ли мы, что озарение - это энергия, которая озаряет

деятельность мозга? И в этом озарении сам мозг начинает действовать иначе.

Кришнамурти: Вы совершенно правы. Это происходит именно так.

Бом: Мы говорим, что источник озарения не в материаль-ном процессе; он

не имеет причины.

Кришнамурти: Не имеет причины.

Бом: Но это же реальная энергия.

Кришнамурти: Это чистая энергия. Существует ли дей-ствие без причины?

Бом: Да, вне времени. Причина предполагает время.

Кришнамурти: То есть, эта вспышка уже полностью изменила модель,

которую сформировал материальный про-цесс.

Бом: Могли бы вы сказать, что в большинстве случаев материальный

процесс действует как бы во тьме, и таким образом толкает себя на ложный

путь?

Кришнамурти: Во тьме, да. Это ясно. Материальный процесс действует в

неведении, во тьме. И вспышка озарения освещает все поле, рассеивает это

неведение, эту тьму. Я склонен придерживаться такого понимания.

Бом: Вы могли бы сказать, что тьма и свет не могут сосуществовать в

силу очевидных причин. Тем не менее, само существование света есть изменение

процесса тьмы.

Кришнамурти: Совершенно верно.

Собеседник: Но чему способствует вспышка?

Кришнамурти: Мы к этому еще не подошли. Я хотел бы углубляться в это

постепенно, шаг за шагом. Так происходит, что материальный процесс

совершается во тьме, создавая смятение и неразбериху; все, что существует в

мире, приходит в беспорядок. Но вспышка озарения устраняет тьму. А это

означает, что данный материальный процесс происходит уже не во тьме.

Бом: Верно. Но давайте проясним теперь другой момент. Когда вспышка

промелькнула, свет продолжается.

Кришнамурти: Свет существует, вспышка -- это свет.

Бом: В определенный момент происходит непосредствен-но вспышка, но

потом, поскольку вы действуете от вспышки, то все еще существует