понимаю.
Бом: Это одна из трудностей, которая у вас возникает. Мы не находим
этого больше нигде; в человеческих отноше-ниях, если я могу действовать на
вас, вы можете действовать на меня - верно?
Кришнамурти: Конечно. Мы видим, что человеческие отношения - это
взаимодействие.
Бом: Да, взаимные отношения.
Кришнамурти: И в этих отношениях существует ответ и т.д. Но если я не
отвечаю на ваше действие, то я от него не завишу.
Бом: Видите ли, наука вообще считает, что односторон-нее действие
невозможно.
Кришнамурти: Несомненно. Так что мы постоянно под-черкиваем, что
материальный Процесс должен иметь отноше-ние к другому.
Бом: Во всяком случае, действие. Слово 'отношение' допускает здесь
двоякое толкование. Если вы сказали бы 'действие', то это было бы более
ясно.
Кришнамурти: Согласен. Материальный процесс до-лжен быть способен
действовать на не-материальное, а не-материальное должно действовать на
материальное.
Бом: Но это сделало бы их одним и тем же.
Кришнамурти: Именно!
Собеседник: Не обязательно. Можно было бы рассматри-вать это так, что
озарение - гораздо более значительное движение, чем материальный процесс
мозга, а из этого следует, что большее движение может действовать на
мень-шее, но меньшее движение не может действовать на большее.
Кришнамурти: Да, мы говорим то же самое.
Бом: Малое движение не оказывает значительного дей-ствия на большое
движение. Возможна ситуация, когда вы бросаете камень в океан, и океан
поглощает камень, не получив при этом сколько-нибудь значительного
изменения.
Кришнамурти: Да.
Собеседник: Таким образом, это все еще было бы двусто-роннее действие,
действие в двух направлениях, но только в одном направлении оно было бы
значительным.
Кришнамурти: Нет, нет. Не торопитесь, давайте будем осторожны. Любовь
не имеет никакого отношения к ненавис-ти.
Бом: Снова появилось это слово 'отношение'. Не могли бы вы сказать,
например, что ненависть не оказывает ника-кого действия на любовь?
Кришнамурти: Они независимы.
Бом: Независимы. Они не оказывают никакого действия друг на друга.
Кришнамурти: О, это очень важно выяснить. Любовь не зависит от
ненависти. Там, где ненависть, любовь не может существовать.
Бом: Да, они не могут стоять рядом, действуя друг на друга.
Кришнамурти: Не могут. Так что, когда ученые говорят, что если 'А'
имеет отношение к 'В', то 'В' должно иметь отношение к 'А' - мы против этого
возражаем.
Бом: Не все ученые говорят так; некоторые говорят по-другому. Я не хочу
вводить Аристотеля...
Кришнамурти: Введите его!
Бом: Он говорил, что существует неподвижный двига-тель, что Бог никогда
не движим материей; он вне действия материи, но он действует. - Понимаете?
Тогда это древняя идея. За время, прошедшее после Аристотеля, такое
пред-ставление наука отвергла и заявила, что это невозможно.
Кришнамурти: Если я ясно вижу, что любовь не зависит от ненависти, то
ненависть ни в коем случае не может воздействовать на любовь. Любовь могла
бы воздействовать на ненависть, но там, где есть ненависть, любви не может
быть.
Бом: Хорошо, имеются два возможных варианта. О котором из них вы
говорите?
Кришнамурти: Какие два варианта?
Бом: Вы сказали, что любовь может воздействовать на ненависть. Это один
возможный вариант, а другой состоит в том, что они вообще не действуют друг
на друга.
Кришнамурти: Да.
Бом: Но который из них?
Кришнамурти: Я понял. Нет, любовь не может воздей-ствовать на
ненависть.
Бом: Правильно. Они не имеют никаких отношений. Но, понимаете, может
быть, озарение могло бы.
Кришнамурти: У нас должна быть абсолютная ясность в этом вопросе.
Насилие и бытие без насилия -- два совершенно различных фактора. Один не
может воздействовать на дру-гой.
Бом: В таком случае вы можете сказать, что существова-ние одного есть
не-существование другого, и что нет пути, на котором они могли бы
действовать вместе.
Кришнамурти: Верно.
Бом: Они не могут быть вместе.
Кришнамурти: Абсолютно. Этого я и буду придержи-ваться. Так что, когда
этот материальный процесс находится в действии, другое не может
существовать.
Бом: Что значит 'другое' в данном случае? Озарение?
Кришнамурти: