Если бы вам как ученому, как
человеку, погруженному в науку, был задан такой вопрос, как бы вы на него
ответили?
Бом: Не думаю, что этим может заниматься наука, она не идет так далеко.
Она не может глубоко проникнуть в структуру мозга. Имеется много вопросов об
отношении мозга и ума, которые наука не способна разрешить. Некото-рые люди
могли бы сказать, что вне мозга не существует ничего...
Кришнамурти: ... Чисто материалистический подход; я понимаю.
Бом: Если подходить не с позиций материализма, то сегодня наука очень
мало может об этом сказать. Возможно, некоторые люди и попытались бы, но в
основном, наука наиболее успешно, наиболее систематично исследует именно
материю. Всякая попытка исследовать явления другого по-рядка не дает
достаточно ясных результатов.
Кришнамурти: Итак, вы могли бы сказать 'X', что изменение должно быть
внутреннее, оно должно произойти в клетках мозга и т.д. Я немедленно
реагирую на это вопросом 'как?'. Каждый задает этот вопрос. Дело тут не в
вере, не в том, чтобы заменить один стереотип другим. Таким образом, вы
оставляете меня без какого-либо направления - верно? Вы оставляете меня без
какого-либо инструмента, который мог бы в это проникнуть.
Бом: Кроме того, что вы подразумеваете, в постановке этого вопроса
предполагается нечто вне мозга. Мы не знаем. Сама констатация предполагает,
что озарение так или иначе - вне мозга; в противном случае оно не могло бы
изменить мозг.
Кришнамурти: Да. Как же мне им завладеть? Быть может, я не могу
завладеть им...
Бом: ... Но как оно возникает? Вы говорите, что нечто нематериальное
может воздействовать на материю. Тут есть какой-то скрытый смысл.
Кришнамурти: Я не уверен.
Бом: Прояснение этого, я думаю, сделало бы более ясным ваш вопрос. Он
несколько озадачивает, если вы его не поясните.
Кришнамурти: Все, о чем вы мне говорили, озарение изменяет, оно
вызывает мгновенное изменение в мозгу. Теперь вы объясняете, что означает
озарение, которое не есть результат прогресса знания, прогресса времени,
которое не есть результат памяти. Это озарение могло бы быть реальной
деятельностью мозга.
Бом: Хорошо. Давайте выразим это иначе. Мозг осущес-твляет
многообразную деятельность, включающую в себя память и все, что вы
упоминали. Кроме того, есть еще более глубокая внутренняя деятельность, но и
она все еще является деятельностью мозга.
Кришнамурти: Она может быть той же самой деятель-ностью.
Бом: Видите ли, в том, как мы это выражаем, нет, кажется, полной
ясности.
Кришнамурти: Да. Мы должны очень ясно сказать, что эта деятельность -
не результат прогресса знания, она не осуществляется через какое бы то ни
было проявление воли.
Бом: Согласен. Я думаю, люди обычно могут видеть, что озарение
возникает, как вспышка, оно не приходит в резуль-тате волевого усилия. Не
приходит и к тем, кто вообще рассматривает озарение как возможность видеть
то. Также, видимо, и с помощью химии озарение вызвать нельзя.
Кришнамурти: Я думаю, многие люди заинтересованы в том, чтобы увидеть
то. Но как я, как 'X' может иметь это видение? Я признаю вашу логику, вижу
ваше благоразумие.
Бом: В каком-то смысле оно, возможно, действует разру-шительно на
людей. Не ясно, какая тут логика, что собира-ется сделать это изменение в
мозгу. Есть ли это что-то большее, чем мозг, или это что-то более глубокое в
самом мозгу? Это один из вопросов.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: С точки зрения логики это не совсем ясно. Собеседник: Не считаете
ли вы, что существует такая функция мозга, которая действует независимо от
его содер-жания?
Кришнамурти: Да, независимо от прошлого, от содержа-ния.
Бом: Это хороший вопрос. Существует ли функция мозга, которая не
зависит от содержания, не обусловлена им, но все же является физической
функцией?
Кришнамурти: Понимаю. Вопрос в этом? Кроме созна-ния с его содержанием,
существует ли в мозгу деятельность, которая не зависит от сознания?
Бом: Да, которая не связана с содержанием сознания. Кришнамурти:
Содержание есть сознание. Бом: Да, но иногда мы пользуемся этим словом в
другом значении, подразумеваем, что может быть другой тип созна-ния. Так что
будет яснее, если мы назовем это 'содержани-ем'.
Кришнамурти: Хорошо. Часть мозга, которая