не соглаша-емся, мы слишком умны. Мы так
проникнуты духом дискус-сии, аргументами, знанием. Мы не видим простого
факта. Мы отказываемся его видеть. А 'X' приходит и говорит: 'Смот-рите, вот
он'. Тут немедленно включается механизм мысли и говорит: 'Будь безмолвным'.
И вот я практикую безмолвие! Я делаю это уже тысячу лет. Это не ведет
никуда.
Таким образом, остается только одно - открыть, что все, что я делал, -
бесполезно, все это - пепел! И это отнюдь не принижает человека. В этом есть
красота. Я думаю, он подобен Фениксу.
Бом: Восстающему из пепла.
Кришнамурти: Рождающемуся из пепла.
Бом: В известном смысле это свобода, свобода от всего. Кришнамурти:
Что-то совершенно новое родилось.
Бом: Вот вы сказали перед этим, что ум есть первооснова. Это что-то
незнакомое.
Кришнамурти: Ум? Да. Но не этот ум.
Бом: В таком случае это не тот же самый ум. Кришнамурти: Когда я, все
испытав, пришел к созна-нию, что должен со всем этим покончить, - это уже
новый ум.
Бом: Понятно, ум - это его содержание, а содержание есть знание. Без
знания - это новый ум.
12 апреля, 198 0.
Охай, Калифорния.
Способно ли озарение вызвать внезапное изменение клеток мозга ?
Бом: Вы говорили на днях, что озарение изменяет клетки мозга. Могли бы
мы это обсудить?
Кришнамурти: Как установлено, мозг функционирует в одном направлении -
память, опыт, знание. Он функциони-рует преимущественно в этой сфере, и
большинство людей этим удовлетворено.
Бом: Они ведь ни о чем больше не знают.
Кришнамурти: К тому же они придают величайшее значение знанию. Если я
заинтересован в коренной перемене, то с чего мне начать? Предположим, 'X'
осознает, что он будет двигаться в определенном направлении, заданном
чело-вечеством. Он движется так столетие за столетием, и он спрашивает себя,
в чем состоит радикальная перемена; свя-зана ли она с внешними условиями,
или она происходит в человеческих отношениях; или же она в чувстве любви,
которая вне сферы известного. С чего надо начинать? Поня-тен вам мой вопрос?
До тех пор, пока не произойдет опреде-ленного изменения здесь, внутри, в
моем уме, в мозгу, сколько бы я ни думал, что изменился, изменение это будет
лишь внешним, оно не коснется глубины.
Бом: Да. А это означает, что существующее положение вещей затрагивает
не только ум, но и нервную систему, и тело. Все установилось определенным
образом.
Кришнамурти: Конечно. Это то, что я имею в виду; все движение
сориентировано в определенном направлении. И в пределах этого стереотипа я
могу изменять, упорядочивать, наводить больший или меньший лоск и т.д. Но
когда человек заинтересован в радикальной перемене, с чего он должен начать?
Как мы говорили на днях, мы уповаем на то, что нас изменят внешние условия,
общество, различные виды дис-циплины, но я чувствую, что все это ведет в том
же направ-лении.
Бом: Поскольку все исходит отсюда, в этом направлении сориентированы и
ум, и тело, и они не стремятся ничего изменять. Существует всеобщая
структура, охватывающая и мозг, и тело и все общество.
Кришнамурти: Да, да. Так что же я должен делать? Что 'X' должен делать?
И возникает вопрос: Что должно вызвать изменение?
Бом: Что вы имеете в виду, когда задаете этот вопрос? И что должно быть
изменено?
Кришнамурти: Конечно, и то, что должно быть измене-но, и то, что должно
изменять? Что по существу должно вызывать изменение? 'X' видит, что
некоторые вещи он может определенным образом изменять, но что надо делать,
чтобы пойти дальше? Я уверен, что человек задавал такой вопрос. И вы должны
задать этот вопрос. Но изменения, очевидно, не происходит. Итак, что 'X'
должен делать? Он ясно сознает, что сколько бы изменений он ни производил,
как бы усердно он ни исследовал себя, - все остается по-старому. Так что же
может произвести перемену, пока 'X' ищет способ изменить мозг посредством
самого мозга?
Бом: Но что изменит мозг?
Кришнамурти: Вопрос именно в этом. В течение тысяче-летий мозг был в
плену стереотипа. Думаю, вопрос теперь уже не в том, 'что' я должен
изменить. Есть настоятельная необходимость измениться мне самому.
Бом: Итак, существует согласие в отношении того, что должно быть
изменение, но все еще остается вопрос, как может измениться мозг ?
Кришнамурти: Нужно к этому прийти.