Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

вы могли бы сказать, что пока вы где-то ищете первооснову

с помощью знания, вы прибегаете к методу.

Кришнамурти: Итак, вернемся обратно на землю; поче-му человек делал

это?

Бом: Делал что?

Кришнамурти: Накапливал знания. Я не говорю о необ-ходимости иметь

фактические знания в определенных облас-тях, но почему он так долго несет

это бремя знания?

Бом: Потому что с помощью знания человек стремится в каком-то смысле

создать прочную основу. Знание стремится создавать основу. Это именно и

происходит.

Кришнамурти: Что это означает?

Бом: Это снова означает иллюзию.

Кришнамурти: Это означает, что меня воспитали свя-тые, философы, чтобы

в знании и через знание обрести основу.

Собеседник: Чтобы создать основу. Видите ли, в извест-ном смысле, все

эти периоды уже бывали, периоды, когда человечество было охвачено

суевериями. И знание было способно их развеять.

Кришнамурти: О, нет.

Собеседник: В какой-то степени это было.

Кришнамурти: Знание только калечит меня, делая не-способным видеть

истину. Я упорствую в нем. Оно не прояс-няет мне моих иллюзий. Само знание

может быть иллюзор-ным.

Собеседник: Это возможно. Но некоторые иллюзии оно нам прояснило.

Кришнамурти: Я хочу прояснить не некоторые, а все иллюзии, в плену

которых нахожусь. Я отбросил иллюзию национализма, отбросил иллюзию в

отношении веры, в отношении того, этого. Я ясно понял, наконец, что мой ум

сам является иллюзией. Видите ли, для меня, прожившего тыся-чу лет, выяснять

все это - занятие абсолютно бессмысленное, это как-то странно.

Бом: Когда вы говорите, что прожили тысячу лет, или миллион лет, не

означает ли это в каком-то смысле, что весь опыт человечества - это...?

Кришнамурти: ... это я.

Бом: ...это я. Вы чувствуете это?

Кришнамурти: Да.

Бом: А как вы это чувствуете?

Кришнамурти: Как мы чувствуем что-либо? Подождите. Я скажу вам. Это не

сочувствие или сопереживание, не что-то, чего я желал, это -- факт,

абсолютный, непреложный факт.

Бом: Быть может, и мы могли бы разделить это ощуще-ние? Видите ли, это

могло бы быть одним из шагов, которые нам нужно сделать, ибо вы довольно

часто повторяете, что это важная часть целого.

Кришнамурти: А это означает, что когда вы любите кого-то, то нет 'меня'

- есть любовь. Подобным же образом, когда я говорю, что я -- это

человечество, это так и есть; это не идея, не умозаключение, это -- часть

меня.

Бом: Давайте скажем: это ощущение, что я все это пережил, все, что вы

описываете.

Кришнамурти: Человеческие существа это все пережи-ли.

Бом: Если другие это пережили, то я тоже пережил.

Кришнамурти: Разумеется. Человек этого не сознает.

Бом: Да, мы обособлены.

Кришнамурти: Если мы согласимся с тем, что наш мозг - это не

индивидуальный мозг, а мозг, который эволюциони-ровал тысячелетиями...

Бом: Позвольте мне сказать, почему это так нелегко передать: каждый

чувствует, что содержание его мозга в каком-то смысле индивидуально, что он

всего этого не переживал. Давайте скажем, что тысячи лет тому назад кто-то

шел этим путем, опираясь на науку или философию. Как это теперь влияет на

меня? Вот что непонятно.

Кришнамурти: Потому что я застрял в этой эгоцентри-ческой, узкой

маленькой клетке, которая не позволяет видеть то, что за нею. Но вы как

ученый, как религиозный человек приходите и говорите мне, что мой мозг - это

мозг человечества.

Бом: Да, и все знание - это знание человечества. Так что, в каком-то

смысле, мы имеем все знание.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Хотя и не в деталях.

Кришнамурти: Итак, вы говорите мне это, и то, что вы имеете в виду, я

понимаю, не на уровне слов, не интеллекту-ально - именно так. Но я понимаю

это лишь когда отказался от таких привычных вещей, как национальность и пр.

Бом: Да, мы отказались от обособленности и можем видеть, что это опыт

всего человечества.

Кришнамурти: Это совершенно очевидно. Вы заходите в самую глухую

деревню Индии, и крестьянин скажет вам все об этих проблемах - его жена,

дети, бедность. Это в точности то же самое, только он носит другую одежду

или что-то еще! Для 'X' это - несомненный факт. Он говорит: 'Все в порядке,

наконец, после всего этого, после всех этих лет я вдруг открываю, что тут

пусто'. Видите ли, мы с этим