вы могли бы сказать, что пока вы где-то ищете первооснову
с помощью знания, вы прибегаете к методу.
Кришнамурти: Итак, вернемся обратно на землю; поче-му человек делал
это?
Бом: Делал что?
Кришнамурти: Накапливал знания. Я не говорю о необ-ходимости иметь
фактические знания в определенных облас-тях, но почему он так долго несет
это бремя знания?
Бом: Потому что с помощью знания человек стремится в каком-то смысле
создать прочную основу. Знание стремится создавать основу. Это именно и
происходит.
Кришнамурти: Что это означает?
Бом: Это снова означает иллюзию.
Кришнамурти: Это означает, что меня воспитали свя-тые, философы, чтобы
в знании и через знание обрести основу.
Собеседник: Чтобы создать основу. Видите ли, в извест-ном смысле, все
эти периоды уже бывали, периоды, когда человечество было охвачено
суевериями. И знание было способно их развеять.
Кришнамурти: О, нет.
Собеседник: В какой-то степени это было.
Кришнамурти: Знание только калечит меня, делая не-способным видеть
истину. Я упорствую в нем. Оно не прояс-няет мне моих иллюзий. Само знание
может быть иллюзор-ным.
Собеседник: Это возможно. Но некоторые иллюзии оно нам прояснило.
Кришнамурти: Я хочу прояснить не некоторые, а все иллюзии, в плену
которых нахожусь. Я отбросил иллюзию национализма, отбросил иллюзию в
отношении веры, в отношении того, этого. Я ясно понял, наконец, что мой ум
сам является иллюзией. Видите ли, для меня, прожившего тыся-чу лет, выяснять
все это - занятие абсолютно бессмысленное, это как-то странно.
Бом: Когда вы говорите, что прожили тысячу лет, или миллион лет, не
означает ли это в каком-то смысле, что весь опыт человечества - это...?
Кришнамурти: ... это я.
Бом: ...это я. Вы чувствуете это?
Кришнамурти: Да.
Бом: А как вы это чувствуете?
Кришнамурти: Как мы чувствуем что-либо? Подождите. Я скажу вам. Это не
сочувствие или сопереживание, не что-то, чего я желал, это -- факт,
абсолютный, непреложный факт.
Бом: Быть может, и мы могли бы разделить это ощуще-ние? Видите ли, это
могло бы быть одним из шагов, которые нам нужно сделать, ибо вы довольно
часто повторяете, что это важная часть целого.
Кришнамурти: А это означает, что когда вы любите кого-то, то нет 'меня'
- есть любовь. Подобным же образом, когда я говорю, что я -- это
человечество, это так и есть; это не идея, не умозаключение, это -- часть
меня.
Бом: Давайте скажем: это ощущение, что я все это пережил, все, что вы
описываете.
Кришнамурти: Человеческие существа это все пережи-ли.
Бом: Если другие это пережили, то я тоже пережил.
Кришнамурти: Разумеется. Человек этого не сознает.
Бом: Да, мы обособлены.
Кришнамурти: Если мы согласимся с тем, что наш мозг - это не
индивидуальный мозг, а мозг, который эволюциони-ровал тысячелетиями...
Бом: Позвольте мне сказать, почему это так нелегко передать: каждый
чувствует, что содержание его мозга в каком-то смысле индивидуально, что он
всего этого не переживал. Давайте скажем, что тысячи лет тому назад кто-то
шел этим путем, опираясь на науку или философию. Как это теперь влияет на
меня? Вот что непонятно.
Кришнамурти: Потому что я застрял в этой эгоцентри-ческой, узкой
маленькой клетке, которая не позволяет видеть то, что за нею. Но вы как
ученый, как религиозный человек приходите и говорите мне, что мой мозг - это
мозг человечества.
Бом: Да, и все знание - это знание человечества. Так что, в каком-то
смысле, мы имеем все знание.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Хотя и не в деталях.
Кришнамурти: Итак, вы говорите мне это, и то, что вы имеете в виду, я
понимаю, не на уровне слов, не интеллекту-ально - именно так. Но я понимаю
это лишь когда отказался от таких привычных вещей, как национальность и пр.
Бом: Да, мы отказались от обособленности и можем видеть, что это опыт
всего человечества.
Кришнамурти: Это совершенно очевидно. Вы заходите в самую глухую
деревню Индии, и крестьянин скажет вам все об этих проблемах - его жена,
дети, бедность. Это в точности то же самое, только он носит другую одежду
или что-то еще! Для 'X' это - несомненный факт. Он говорит: 'Все в порядке,
наконец, после всего этого, после всех этих лет я вдруг открываю, что тут
пусто'. Видите ли, мы с этим