Видите ли, Кришнаджи, с тех пор, как человек существует, в
продолжение веков он неотступно следовал за тем, что называл Богом или
первоосновой.
Кришнамурти: Как за идеей.
Собеседник: Но потом пришла научная мысль и сказала, что это всего лишь
идея, что это просто глупо.
Кришнамурти: О, нет! Научная мысль говорит, что через исследование
материи мы, быть может, придем к первоосно-ве.
Бом: Да, многие нащупывают этот путь. Видите ли, некоторые могли бы
даже добавить, что надо исследовать мозг.
Кришнамурти: Конечно, в этом цель исследования ума, а не в том, чтобы с
оружием в руках уничтожать друг друга на земле. Мы говорим не о тех ученых,
которые служат государству, мы говорим о 'добрых' ученых, которые гово-рят,
что они исследуют материю, мозг и все прочее, чтобы выяснить, не существует
ли что-то за пределами этого.
Собеседник: И многие люди, многие ученые могли бы сказать, что они
обнаружили первооснову; в ней ничего нет, это пустота; это энергия, отличная
от человека.
Кришнамурти: Так вот, является ли это для них идеей или реальностью,
которая воздействует на их жизнь, на их кровь, на их ум, на их отношения с
миром?
Собеседник: Думаю, это всего лишь идея.
Кришнамурти: Тогда извините, это я уже переживал. Я был ученым десять
тысяч лет тому назад! Вы понимаете? Все это я уже переживал. Если это просто
идея, то мы с вами можем играть в эту игру. Я посылаю мяч вам, в ваш корт, а
вы посылаете его обратно мне. Мы можем так играть. Но я покончил с такого
рода игрой.
Бом: Обычно то, что люди узнают о материи, почему-то не оказывает на
них глубокого, психологического воздейст-вия.
Кришнамурти: Да, это, конечно, так.
Бом: Можно было бы подумать, что если они увидят целостность, гармонию
универсума, то захотят действовать иначе; но этого не происходит.
Собеседник: Можно сказать, что на жизнь некоторых из них это оказало
воздействие. Видите ли, в основе всей коммунистической доктрины лежит идея
(которую комму-нисты считают фактом), что все происходящее -- всего лишь
материальный процесс, за которым по существу ничего нет. Так что тогда
человеку приходится организовывать свою жизнь и общество в соответствии с
этими диалектическими принципами.
Кришнамурти: Нет, нет, диалектические принципы - это мнение,
противостоящее другому мнению. Человек надеется независимо от мнений найти
истину.
Бом: Я думаю, нам следовало бы эти принципы отложить в сторону. Можно
понимать по-разному значение слова 'диалектический', но оно требует
воспринимать реальность как непрерывное движение, видеть вещи не
фиксированны-ми, а в их движении и взаимосвязи. Можно сказать, что как бы
люди ни управляли своими взглядами, впоследствии они увидят, что такое
единство взглядов не может радикально изменить их жизнь. В России те же
структуры ума, пожалуй, и не хуже, чем везде. И где бы люди ни пытались их
изменять, это не оказывало реального, существенного воздействия на то, как
они сознают и мыслят, на образ их жизни.
Собеседник: Я хотел бы сказать, что и отход от первоос-новы никакого
потрясения у людей не вызывает.
Кришнамурти: Нет! Я не предубежден, но мне она дала потрясающий импульс
в раскрытии той истины, что все церкви, молитвы, книги абсолютно не имеют
значения, за исключением того, как нам создать лучшее общество и т.д.
Бом: Если мы могли бы установить порядок в этой точке, в самом себе, то
он имел бы огромное значение для того, чтобы создать хорошее общество. Но до
тех пор, пока в самом центре царит беспорядок, мы не можем им должным
образом поль-зоваться. Я думаю, более правильно было бы говорить об огромном
потенциальном значении первоосновы. Она не оказывает воздействия на центр, и
нет никаких признаков, что это когда-нибудь произойдет.
Собеседник: Вы знаете, мне непонятно, как может существовать так много
людей, никогда в своей жизни не следовавших тому, что вы называете
первоосновой.
Кришнамурти: Она их не интересует.
Собеседник: Ну, я не уверен. Как подошли бы вы к такому человеку?
Кришнамурти: Меня не интересует подход к отдельному человеку.
Первооснова говорит, что всякое мое действие, что бы я ни делал, -
бесполезно. А если я могу все это бросить, то сам мой ум есть первооснова.
Отсюда я двигаюсь. Отсюда я создаю общество.
Бом: Я думаю,