Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Видите ли, Кришнаджи, с тех пор, как человек существует, в

продолжение веков он неотступно следовал за тем, что называл Богом или

первоосновой.

Кришнамурти: Как за идеей.

Собеседник: Но потом пришла научная мысль и сказала, что это всего лишь

идея, что это просто глупо.

Кришнамурти: О, нет! Научная мысль говорит, что через исследование

материи мы, быть может, придем к первоосно-ве.

Бом: Да, многие нащупывают этот путь. Видите ли, некоторые могли бы

даже добавить, что надо исследовать мозг.

Кришнамурти: Конечно, в этом цель исследования ума, а не в том, чтобы с

оружием в руках уничтожать друг друга на земле. Мы говорим не о тех ученых,

которые служат государству, мы говорим о 'добрых' ученых, которые гово-рят,

что они исследуют материю, мозг и все прочее, чтобы выяснить, не существует

ли что-то за пределами этого.

Собеседник: И многие люди, многие ученые могли бы сказать, что они

обнаружили первооснову; в ней ничего нет, это пустота; это энергия, отличная

от человека.

Кришнамурти: Так вот, является ли это для них идеей или реальностью,

которая воздействует на их жизнь, на их кровь, на их ум, на их отношения с

миром?

Собеседник: Думаю, это всего лишь идея.

Кришнамурти: Тогда извините, это я уже переживал. Я был ученым десять

тысяч лет тому назад! Вы понимаете? Все это я уже переживал. Если это просто

идея, то мы с вами можем играть в эту игру. Я посылаю мяч вам, в ваш корт, а

вы посылаете его обратно мне. Мы можем так играть. Но я покончил с такого

рода игрой.

Бом: Обычно то, что люди узнают о материи, почему-то не оказывает на

них глубокого, психологического воздейст-вия.

Кришнамурти: Да, это, конечно, так.

Бом: Можно было бы подумать, что если они увидят целостность, гармонию

универсума, то захотят действовать иначе; но этого не происходит.

Собеседник: Можно сказать, что на жизнь некоторых из них это оказало

воздействие. Видите ли, в основе всей коммунистической доктрины лежит идея

(которую комму-нисты считают фактом), что все происходящее -- всего лишь

материальный процесс, за которым по существу ничего нет. Так что тогда

человеку приходится организовывать свою жизнь и общество в соответствии с

этими диалектическими принципами.

Кришнамурти: Нет, нет, диалектические принципы - это мнение,

противостоящее другому мнению. Человек надеется независимо от мнений найти

истину.

Бом: Я думаю, нам следовало бы эти принципы отложить в сторону. Можно

понимать по-разному значение слова 'диалектический', но оно требует

воспринимать реальность как непрерывное движение, видеть вещи не

фиксированны-ми, а в их движении и взаимосвязи. Можно сказать, что как бы

люди ни управляли своими взглядами, впоследствии они увидят, что такое

единство взглядов не может радикально изменить их жизнь. В России те же

структуры ума, пожалуй, и не хуже, чем везде. И где бы люди ни пытались их

изменять, это не оказывало реального, существенного воздействия на то, как

они сознают и мыслят, на образ их жизни.

Собеседник: Я хотел бы сказать, что и отход от первоос-новы никакого

потрясения у людей не вызывает.

Кришнамурти: Нет! Я не предубежден, но мне она дала потрясающий импульс

в раскрытии той истины, что все церкви, молитвы, книги абсолютно не имеют

значения, за исключением того, как нам создать лучшее общество и т.д.

Бом: Если мы могли бы установить порядок в этой точке, в самом себе, то

он имел бы огромное значение для того, чтобы создать хорошее общество. Но до

тех пор, пока в самом центре царит беспорядок, мы не можем им должным

образом поль-зоваться. Я думаю, более правильно было бы говорить об огромном

потенциальном значении первоосновы. Она не оказывает воздействия на центр, и

нет никаких признаков, что это когда-нибудь произойдет.

Собеседник: Вы знаете, мне непонятно, как может существовать так много

людей, никогда в своей жизни не следовавших тому, что вы называете

первоосновой.

Кришнамурти: Она их не интересует.

Собеседник: Ну, я не уверен. Как подошли бы вы к такому человеку?

Кришнамурти: Меня не интересует подход к отдельному человеку.

Первооснова говорит, что всякое мое действие, что бы я ни делал, -

бесполезно. А если я могу все это бросить, то сам мой ум есть первооснова.

Отсюда я двигаюсь. Отсюда я создаю общество.

Бом: Я думаю,