Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

я. Я спрашиваю себя, что мне делать? И в

каком отношении находится человеческий ум к первооснове? Если мне удалось бы

установить это отноше-ние, то это могло бы полностью разрушить центр. Это -

не мотив, не желание, не награда. Я вижу, что если бы мой ум мог установить

отношение с тем, он стал бы тем -- верно?

Собеседник: Но разве ум уже не стал тем?

Кришнамурти: О, нет.

Собеседник: Но я думаю, что вы как раз устранили величайшую трудность,

сказав, что не существует никакого желания.

Кришнамурти: Нет, я не хотел бы согласиться с тем, что получить

прозрение так же легко, как и отказаться от желания.

Собеседник: Ну, хорошо, позвольте мне выразить это так: прозрение - это

нечто большее, чем просто знание.

Кришнамурти: Нет, вы упускаете то, что я говорю. Мой мозг жил миллион

лет. Он испытал все. Он был буддистом, индуистом, христианином,

мусульманином; он имел всякого рода переживания, но суть - все та же. И вот

приходит кто-то и говорит: 'Послушай, существует некая первооснова, которая

есть... нечто!' Вернусь ли я к тому, что я уже знаю - к религиям и тому

подобному? Я отвергаю все это, потому что я это уже испытал, и в результате

мне остался лишь пепел.

Бом: Все это было, конечно, попыткой создать видимую основу с помощью

мысли. С помощью знания и мысли люди создавали то, что им казалось

первоосновой. Но это не было первоосновой.

Кришнамурти: Не было. И человек напрасно потратил на это миллион лет.

Бом: До тех пор, пока в первооснову будет включаться знание, она будет

ложной?

Кришнамурти: Конечно. Итак, существует ли отноше-ние между первоосновой

и человеческим умом? Задавая этот вопрос, я сознаю его опасность.

Бом: Вы, наверно, могли бы создать подобного же рода иллюзию, сказав,

что это отношение мы уже имеем.

Кришнамурти: Да. Этот сюжет я уже разыгрывал.

Собеседник: Вы убеждены, что отношения не могут быть созданы вами

самими, а должны прийти...?

Кришнамурти: Об этом я спрашиваю. Нет, могло бы быть так, что я должен

установить отношение. Мой ум сейчас в таком состоянии, что я не хотел бы с

этим согласиться. Мой ум говорит, что со всем этим я уже покончил. Я

страдал, я искал, я надеялся, я исследовал, я общался с людьми, которые были

чрезвычайно умны в такого рода вещах. И я спрашиваю: полностью ли я осознаю

опасность этого? Ибо, когда индус говорит, что Бог, Брахман в вас - это

всего лишь прекрасная идея! Но я со всем этим уже покончил.

Итак, я спрашиваю, действительно ли человеческий ум не имеет никакого

отношения к первооснове, и существует только один-единственный путь, от нее

ко мне...

Бом: Тогда то, что вы открыли, - несомненно, милость Бога.

Кришнамурти: С этим я не согласен.

Бом: Вы не говорите, что есть единственный путь отно-шений, но и не

говорите также, что это не единственный путь.

Кришнамурти: Быть может; не знаю.

Бом: Вы не говорите ничего.

Кришнамурти: Я не говорю ничего. Все, чего я 'желаю', - это чтобы центр

был разрушен. Вы понимаете? Центр не должен существовать. Я вижу, что центр

- это причина всего зла, всех невротических умозаключений, всех иллюзий,

всякого стремления, всякого усилия, всякого страдания, - причина всего. За

миллион прошедших лет я не смог от него избавиться; он остается. Итак,

существуют ли вообще отно-шения? Что представляет собой отношение между

добром и злом? Вдумайтесь в это. Отношения между ними не существу-ет.

Бом: Это зависит от того, что вы понимаете под отноше-нием.

Кришнамурти: Контакт, соприкосновение, общение, нахождение в одном

пространстве...

Бом: ...происхождение из одного источника.

Кришнамурти: Безусловно.

Собеседник: Но разве мы не говорим, что существует добро и существует

зло?

Кришнамурти: Нет, конечно. Давайте воспользуемся другим словом: целое и

то, что не является целым. Это не идея. Так вот, существует ли отношение

между тем и другим? Очевидно, нет.

Бом: Нет, если вы говорите, что центр в некотором смысле - иллюзия.

Иллюзия не может иметь отношение с тем, что истинно, содержание иллюзии не

имеет отношения к тому, что является истиной.

Кришнамурти: Вот именно. Видите ли, существует вели-кое открытие. Я

желаю установить отношения с тем. 'Же-лаю' ; я слишком поспешно выбираю

слова... Малая, крошеч-ная сущность желает иметь отношения с тем,