я. Я спрашиваю себя, что мне делать? И в
каком отношении находится человеческий ум к первооснове? Если мне удалось бы
установить это отноше-ние, то это могло бы полностью разрушить центр. Это -
не мотив, не желание, не награда. Я вижу, что если бы мой ум мог установить
отношение с тем, он стал бы тем -- верно?
Собеседник: Но разве ум уже не стал тем?
Кришнамурти: О, нет.
Собеседник: Но я думаю, что вы как раз устранили величайшую трудность,
сказав, что не существует никакого желания.
Кришнамурти: Нет, я не хотел бы согласиться с тем, что получить
прозрение так же легко, как и отказаться от желания.
Собеседник: Ну, хорошо, позвольте мне выразить это так: прозрение - это
нечто большее, чем просто знание.
Кришнамурти: Нет, вы упускаете то, что я говорю. Мой мозг жил миллион
лет. Он испытал все. Он был буддистом, индуистом, христианином,
мусульманином; он имел всякого рода переживания, но суть - все та же. И вот
приходит кто-то и говорит: 'Послушай, существует некая первооснова, которая
есть... нечто!' Вернусь ли я к тому, что я уже знаю - к религиям и тому
подобному? Я отвергаю все это, потому что я это уже испытал, и в результате
мне остался лишь пепел.
Бом: Все это было, конечно, попыткой создать видимую основу с помощью
мысли. С помощью знания и мысли люди создавали то, что им казалось
первоосновой. Но это не было первоосновой.
Кришнамурти: Не было. И человек напрасно потратил на это миллион лет.
Бом: До тех пор, пока в первооснову будет включаться знание, она будет
ложной?
Кришнамурти: Конечно. Итак, существует ли отноше-ние между первоосновой
и человеческим умом? Задавая этот вопрос, я сознаю его опасность.
Бом: Вы, наверно, могли бы создать подобного же рода иллюзию, сказав,
что это отношение мы уже имеем.
Кришнамурти: Да. Этот сюжет я уже разыгрывал.
Собеседник: Вы убеждены, что отношения не могут быть созданы вами
самими, а должны прийти...?
Кришнамурти: Об этом я спрашиваю. Нет, могло бы быть так, что я должен
установить отношение. Мой ум сейчас в таком состоянии, что я не хотел бы с
этим согласиться. Мой ум говорит, что со всем этим я уже покончил. Я
страдал, я искал, я надеялся, я исследовал, я общался с людьми, которые были
чрезвычайно умны в такого рода вещах. И я спрашиваю: полностью ли я осознаю
опасность этого? Ибо, когда индус говорит, что Бог, Брахман в вас - это
всего лишь прекрасная идея! Но я со всем этим уже покончил.
Итак, я спрашиваю, действительно ли человеческий ум не имеет никакого
отношения к первооснове, и существует только один-единственный путь, от нее
ко мне...
Бом: Тогда то, что вы открыли, - несомненно, милость Бога.
Кришнамурти: С этим я не согласен.
Бом: Вы не говорите, что есть единственный путь отно-шений, но и не
говорите также, что это не единственный путь.
Кришнамурти: Быть может; не знаю.
Бом: Вы не говорите ничего.
Кришнамурти: Я не говорю ничего. Все, чего я 'желаю', - это чтобы центр
был разрушен. Вы понимаете? Центр не должен существовать. Я вижу, что центр
- это причина всего зла, всех невротических умозаключений, всех иллюзий,
всякого стремления, всякого усилия, всякого страдания, - причина всего. За
миллион прошедших лет я не смог от него избавиться; он остается. Итак,
существуют ли вообще отно-шения? Что представляет собой отношение между
добром и злом? Вдумайтесь в это. Отношения между ними не существу-ет.
Бом: Это зависит от того, что вы понимаете под отноше-нием.
Кришнамурти: Контакт, соприкосновение, общение, нахождение в одном
пространстве...
Бом: ...происхождение из одного источника.
Кришнамурти: Безусловно.
Собеседник: Но разве мы не говорим, что существует добро и существует
зло?
Кришнамурти: Нет, конечно. Давайте воспользуемся другим словом: целое и
то, что не является целым. Это не идея. Так вот, существует ли отношение
между тем и другим? Очевидно, нет.
Бом: Нет, если вы говорите, что центр в некотором смысле - иллюзия.
Иллюзия не может иметь отношение с тем, что истинно, содержание иллюзии не
имеет отношения к тому, что является истиной.
Кришнамурти: Вот именно. Видите ли, существует вели-кое открытие. Я
желаю установить отношения с тем. 'Же-лаю' ; я слишком поспешно выбираю
слова... Малая, крошеч-ная сущность желает иметь отношения с тем,