боль-шое значение, хотя
это может оказаться иллюзией.
Кришнамурти: Но если они никогда не слышали Иисуса, они не могли
воспринять и его опыт.
Бом: Это представляется разумным.
Кришнамурти: Они могли бы иметь различные пережи-вания того, чему их
учили. В Индии, я имею в виду...
Собеседник: Но разве наиболее серьезные люди в разных религиях не
говорят, что Бог, или что бы то ни было - Абсолют, первооснова -- по
существу есть нечто такое, что не может быть переживаемо посредством мысли?
Они могли бы также пойти дальше и сказать, что это не может быть переживаемо
вообще.
Кришнамурти: О, да. Я уже сказал, что это не может быть переживаемо.
'X' говорит, что это не может быть переживаемо. Давайте скажем: я не знаю.
Вот человек, который говорит, что такая вещь существует. И я его слушаю, и
он убеждает не только своим присутствием, но и словом. Хотя он призывает
меня быть осторожным: слово не вещь; но он пользуется словом, чтобы
передать, что существует нечто столь необъятное, чего моя мысль не может
охватить. И я говорю: 'Хорошо, вы очень подробно это объяснили, и как мой
мозг, который обусловлен, дисциплинирован знанием, как может он освободить
себя от всего этого?
Собеседник: Не может ли он себя освободить через понимание собственной
ограниченности?
Кришнамурти: Итак, вы говорите мне, что мысль огра-ниченна. Покажите
это мне! Она ограничена не словами или памятью, опытом или знанием; я
понимаю это, но не улавли-ваю того, что чувство ограниченно, потому что вижу
красоту земли, вижу красоту здания, человека, природы. Я воспри-нимаю все
это, и когда вы говорите, что мысль ограниченна, я этого не ощущаю. Это
всего лишь слова, которые вы мне сказали. На уровне интеллекта я понимаю. Но
я этого не чувствую. Нет в этом никакого аромата. Как вы мне покаже-те, нет,
как вы поможете мне, нет, - как сделаете вы, чтобы у меня было это ощущение
нестабильности мысли, малой ее значимости? Так, чтобы это было у меня в
крови - понимаете? Когда это у меня в крови, я это имею. И вам не нужно это
объяснять.
Собеседник: Возможен ли такой подход: мы не рассуж-даем о первооснове,
которая в данный момент слишком далеко, а просто стараемся непосредственно
увидеть, что может делать ум?
Кришнамурти: Который мыслит.
Собеседник: Ум мыслит.
Кришнамурти: Это все, что я имею. Способность мыс-лить, ощущать,
ненавидеть, любить - вы знаете все это, - вот деятельность ума.
Собеседник: Ну, я сказал бы, что мы этого не знаем, мы только думаем,
что знаем.
Кришнамурти: Я знаю, когда сержусь. Знаю, когда получил душевную рану.
Это -- не идея, я получил определен-ное ощущение и несу в себе обиду. Хватит
с меня исследова-ний, я проделывал их всю свою жизнь. Я обращался к
индуизму, буддизму, христианству, исламу и говорю, что я исследовал, изучал,
что я нагляделся на них. Я считаю, что все они - одни лишь слова. Как я,
человеческое существо, получил это необыкновенное ощущение? Если у меня нет
страсти - я не исследую. Мне нужна эта страсть, так как хочу вырвать себя из
этого малого, замкнутого пространства. Я оградил себя стеной - стеной,
которая есть я сам. И человек живет с этим миллионы лет. Я стараюсь
выбраться из этого с помощью учения, чтения, обращения к гуру, ко всякого
рода вещам, но по-прежнему стою на якоре. А вы говорите о первооснове,
потому что видите нечто поразительное, нечто кажущееся таким живым, таким
необыкновенным. Я же - все еще здесь, стою на якоре. Вы, тот, кто 'видит'
первоос-нову, вы должны что-то сделать, чтобы полностью взорвать, разрушить
этот центр.
Собеседник: Я должен сделать что-то, или вы должны?
Кришнамурти: Помогите мне! Не молитвой и всем этим вздором. Вы
понимаете, что я пытаюсь сказать? Я постился, я медитировал, я от всего
отказывался, я давал обет в том или другом. Я проделывал все это. Потому что
я уже прожил миллион лет. А в конце миллиона лет я все там же, где был в
самом начале. Это для меня - великое открытие; я думал, что двигался вперед,
переживая все это, но вдруг обнаружил, что возвратился к тому самому пункту,
с которого начал. Я получал все больший опыт, я повидал мир, я занимался
живописью, музыкой, я танцевал - вы следите? Но вернулся назад, к исходному
пункту.
Собеседник: Который есть я и не-я.
Кришнамурти: Который есть