Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

натренирован опытом и знанием, и он

может функционировать только в этой сфере. А кто-то приходит и говорит мне,

что первооснова - не идея, не философская концепция; она не то, что может

быть составлено или воспринято мыслью.

Бом: Ее невозможно познать на опыте, она не может быть воспринята или

понята с помощью мысли.

Кришнамурти: Итак, что же я имею? Что мне остается делать? У меня есть

только ум, который был обусловлен знанием. Как мне отойти от всего этого?

Как мне, обыкновен-ному человеку, образованному, хорошо начитанному,

обла-дающему опытом, - как мне ощутить, прикоснуться, познать это нечто?

Ваши слова ничего мне не скажут. Вы говорите, что нужно иметь ум,

свободный от знания, за исключением технического знания. И вы требуете от

меня этой невозмож-ной вещи, не правда ли? А когда я отвечаю, что

обязательно сделаю такое усилие, то мой ответ рожден эгоцентрическим

желанием. Так что же мне делать? Думаю, это очень серьез-ный вопрос. Такой

вопрос задаст всякий серьезный человек.

Бом: По крайней мере, про себя. Вслух этого, возможно, не скажут.

Кришнамурти: Конечно, про себя. И вот, вы, так ска-зать, на

противоположном берегу; вы говорите мне, что нет лодки, чтобы переправиться.

Переплыть реку вы не можете. Вы фактически ничего не можете сделать. Это в

основном то, к чему вы приходите. Итак, что я должен делать? Вы спрашиваете

меня, вы обращаетесь к разуму, не к всеобщему разуму, но...

Бом: ... к индивидуальному уму.

Кришнамурти: Вы требуете от этого индивидуального ума, чтобы он избегал

всякого знания. Были ли эти слова когда-либо сказаны в христианском или

иудейском мире?

Бом: Не знаю, как в иудейском мире, но христиане в каком-то смысле

говорили, что надо уповать на Бога, на Иисуса как посредника между нами и

Богом.

Кришнамурти: Да. Также Веданта предполагает конец знания. И, как житель

Запада, я говорю, что это для меня ничего не значит. Потому что, еще со

времен греков и всех других, культура, в которой я жил, придавала огромное

значение знанию. Но когда вы обращаетесь к представителям восточной мысли,

то в своей религиозной жизни они исходят из уверенности, что наступит время,

когда знание придет к концу, ибо ум должен быть свободным от знания. Веданта

- это целый путь постижения. Но это только лишь концепту-альное,

теоретическое понимание. Жителю Запада это абсо-лютно ничего не говорит.

Бом: Я думаю, что и на Западе существовала подобная традиция, но она не

стала всеобщей. Так, например, в средние века была издана книга под

названием 'Тьма неведения', которая отражала это направление, хотя оно и не

являлось основным направлением западной мысли.

Кришнамурти: Итак, что я должен делать? Как должен я подойти к этому

вопросу? Хотелось бы это выяснить. Это придаст жизни смысл. Не тот смысл,

который придает жизни мой интеллект, изобретая какую-то иллюзию, какую-то

над-ежду, какое-то верование; я смутно ощущаю, что это именно то понимание,

которое исходит от первоосновы и придает жизни огромный смысл.

Бом: Значит, люди воспользовались понятием Бога, чтобы придать жизни

смысл.

Кришнамурти: Нет, нет. Бог - это всего лишь идея.

Бом: Конечно, но эта идея содержит нечто подобное восточной идее Бога

за пределами известного. Многие люди придерживаются этого взгляда, но

некоторые, возможно, и нет. Так что существует определенный тип близкого к

этому представления.

Кришнамурти: Но вы мне говорили, что первооснова не создана мыслью.

Следовательно, вы не можете ни при каких условиях к ней прийти, как бы вы ни

манипулировали мыслью.

Бом: Да, понимаю. Но я хочу сказать, что существует проблема,

существует опасность, заблуждение, когда люди говорят: 'Да, совершенно

верно, благодаря непосредственно-му опыту Иисуса мы к ней пришли, а не по

замыслу Бога!' Я не могу точно изложить их взгляд. Может быть, по милости

Бога?

Кришнамурти: Да, по милости Бога.

Бом: Понимаете, нечто за пределом мысли.

Кришнамурти: Как достаточно образованный, мысля-щий человек, я все это

отрицаю.

Бом: Почему отрицаете?

Кришнамурти: Прежде всего потому, что это стало общепринятым; так

говорят все! А также с большой вероят-ностью это может быть иллюзией,

создаваемой желанием, надеждой, страхом.

Бом: Безусловно, некоторые люди придают этому