натренирован опытом и знанием, и он
может функционировать только в этой сфере. А кто-то приходит и говорит мне,
что первооснова - не идея, не философская концепция; она не то, что может
быть составлено или воспринято мыслью.
Бом: Ее невозможно познать на опыте, она не может быть воспринята или
понята с помощью мысли.
Кришнамурти: Итак, что же я имею? Что мне остается делать? У меня есть
только ум, который был обусловлен знанием. Как мне отойти от всего этого?
Как мне, обыкновен-ному человеку, образованному, хорошо начитанному,
обла-дающему опытом, - как мне ощутить, прикоснуться, познать это нечто?
Ваши слова ничего мне не скажут. Вы говорите, что нужно иметь ум,
свободный от знания, за исключением технического знания. И вы требуете от
меня этой невозмож-ной вещи, не правда ли? А когда я отвечаю, что
обязательно сделаю такое усилие, то мой ответ рожден эгоцентрическим
желанием. Так что же мне делать? Думаю, это очень серьез-ный вопрос. Такой
вопрос задаст всякий серьезный человек.
Бом: По крайней мере, про себя. Вслух этого, возможно, не скажут.
Кришнамурти: Конечно, про себя. И вот, вы, так ска-зать, на
противоположном берегу; вы говорите мне, что нет лодки, чтобы переправиться.
Переплыть реку вы не можете. Вы фактически ничего не можете сделать. Это в
основном то, к чему вы приходите. Итак, что я должен делать? Вы спрашиваете
меня, вы обращаетесь к разуму, не к всеобщему разуму, но...
Бом: ... к индивидуальному уму.
Кришнамурти: Вы требуете от этого индивидуального ума, чтобы он избегал
всякого знания. Были ли эти слова когда-либо сказаны в христианском или
иудейском мире?
Бом: Не знаю, как в иудейском мире, но христиане в каком-то смысле
говорили, что надо уповать на Бога, на Иисуса как посредника между нами и
Богом.
Кришнамурти: Да. Также Веданта предполагает конец знания. И, как житель
Запада, я говорю, что это для меня ничего не значит. Потому что, еще со
времен греков и всех других, культура, в которой я жил, придавала огромное
значение знанию. Но когда вы обращаетесь к представителям восточной мысли,
то в своей религиозной жизни они исходят из уверенности, что наступит время,
когда знание придет к концу, ибо ум должен быть свободным от знания. Веданта
- это целый путь постижения. Но это только лишь концепту-альное,
теоретическое понимание. Жителю Запада это абсо-лютно ничего не говорит.
Бом: Я думаю, что и на Западе существовала подобная традиция, но она не
стала всеобщей. Так, например, в средние века была издана книга под
названием 'Тьма неведения', которая отражала это направление, хотя оно и не
являлось основным направлением западной мысли.
Кришнамурти: Итак, что я должен делать? Как должен я подойти к этому
вопросу? Хотелось бы это выяснить. Это придаст жизни смысл. Не тот смысл,
который придает жизни мой интеллект, изобретая какую-то иллюзию, какую-то
над-ежду, какое-то верование; я смутно ощущаю, что это именно то понимание,
которое исходит от первоосновы и придает жизни огромный смысл.
Бом: Значит, люди воспользовались понятием Бога, чтобы придать жизни
смысл.
Кришнамурти: Нет, нет. Бог - это всего лишь идея.
Бом: Конечно, но эта идея содержит нечто подобное восточной идее Бога
за пределами известного. Многие люди придерживаются этого взгляда, но
некоторые, возможно, и нет. Так что существует определенный тип близкого к
этому представления.
Кришнамурти: Но вы мне говорили, что первооснова не создана мыслью.
Следовательно, вы не можете ни при каких условиях к ней прийти, как бы вы ни
манипулировали мыслью.
Бом: Да, понимаю. Но я хочу сказать, что существует проблема,
существует опасность, заблуждение, когда люди говорят: 'Да, совершенно
верно, благодаря непосредственно-му опыту Иисуса мы к ней пришли, а не по
замыслу Бога!' Я не могу точно изложить их взгляд. Может быть, по милости
Бога?
Кришнамурти: Да, по милости Бога.
Бом: Понимаете, нечто за пределом мысли.
Кришнамурти: Как достаточно образованный, мысля-щий человек, я все это
отрицаю.
Бом: Почему отрицаете?
Кришнамурти: Прежде всего потому, что это стало общепринятым; так
говорят все! А также с большой вероят-ностью это может быть иллюзией,
создаваемой желанием, надеждой, страхом.
Бом: Безусловно, некоторые люди придают этому