при попытке
передать это в книге, потому что книга слишком фиксирует.
Кришнамурти: Это в основном и происходит.
Бом: Я считаю, главное, что может быть передано, - это необходимость
увидеть, что знание, во всех его формах, тонких и зримых, не может разрешить
психологической проблемы; оно только может ее еще больше запутать. Но
существует другая энергия, которая тут подразумевается.
Кришнамурти: Вы видите теперь, что происходит? Если возникает
какая-либо трудность, то я иду к психологу. В любой семье, как только
возникает трудность -- я иду к кому-то, кто скажет мне, что делать. Все
вокруг меня организован-но, и это делает меня все более и более беспомощным.
Вот, что происходит.
10 апреля, 1980
Охай, Калифорния.
Первооснова бытия и ум человека
Бом: Мы могли бы, пожалуй, продвинуться дальше в понимании природы
первоосновы; возможно ли нам к ней прийти, и имеет ли она какое-либо
отношение к людям. А также возможно ли изменить физическое поведение мозга.
Кришнамурти: Не могли бы мы подойти к этому вопросу с точки зрения
нашего отношения к идеям? Вот что прежде всего требует ясности. Почему так
важно стало иметь идеи?
Бом: Быть может, потому что различие между идеями и тем, что за ними
стоит, недостаточно ясно. Идеи часто принимают за нечто большее, чем просто
идеи; они для нас не идеи, а реальность.
Кришнамурти: Это то, что я хотел бы выяснить. Являет-ся ли первооснова
идеей, чем-то воображаемым, иллюзор-ным, философской концепцией? Или она
нечто абсолютное, в том смысле, что вне ее ничего нет?
Бом: Как можем мы сказать, что вне ее ничего нет?
Кришнамурти: Я подхожу к этому. Я хочу понять, видим ли мы ее, или наше
восприятие ее, наше интуитивное прозрение исходит из концепции. Потому что,
в конце концов, весь западный мир, а возможно и мир восточный, опираются на
концепции. Всякое мировоззрение и религиоз-ное верование в своей основе
также имеют концепции. А не можем ли мы подойти к первооснове с точки зрения
философ-ского исследования - философского в том смысле, что это любовь к
мудрости, любовь к истине, любовь к исследованию, что это разумный процесс?
Не это ли мы делаем, когда обсуждаем, когда хотим исследовать, объяснить или
предста-вить себе, что такое первооснова?
Бом: Ну, не все философы в своем подходе опираются на концепции, хотя,
конечно, философия познает через концеп-ции.
Кришнамурти: В чем тогда различие между религиоз-ным и философским
умом? Вам понятно, что я пытаюсь выразить? Можем мы исследовать первооснову,
идя от ума, натренированного знанием?
Бом: Мы считаем, что первооснова по сути своей есть неизвестное.
Следовательно, мы не можем исходить от зна-ния, и напрашивается мысль, что
начать надо с неизвестного.
Кришнамурти: Да. Так, 'X', например, утверждает, что первооснова
существует. А мы все, 'Y' и 'Z', спрашиваем, что такое первооснова, просим
доказать это, показать ее, дать ей проявиться. Когда мы так ставим вопросы,
то их задает ум, который ищет, который движим страстью, любовью к исти-не? А
может быть мы просто скажем: давайте поговорим об этом?
Бом: Я думаю, что в этом намерении выражена потреб-ность внести
определенность; мы хотим быть уверенными. Так что это не исследование.
Кришнамурти: Допустим, вы утверждаете, что такая вещь, как первооснова
существует, что она незыблема и прочее. А я говорю, что хотел бы это
выяснить. Покажите, докажите это мне. Как может мой ум, который
эволюциони-ровал путем знания, который до предела вымуштрован зна-нием, как
может он даже прикоснуться к этому? Потому что это -- не знание, не
составлено мыслью.
Бом: Конечно. То, что мы говорим и доказываем, озна-чает, что мы хотим
обратить это в знание.
Кришнамурти: Именно так!
Бом: Мы хотим быть абсолютно уверены, хотим, чтобы не оставалось
никакого сомнения. Но, с другой стороны, тут есть также опасность самообмана
и иллюзии.
Кришнамурти: Разумеется. Первоосновы невозможно коснуться до тех пор,
пока существует какая-либо форма иллюзии, являющаяся проекцией желания или
страха. И как я могу ее воспринимать? Является ли первооснова идеей, которую
можно было бы подвергнуть исследованию? Или она нечто такое, что
исследованию не поддается?
Бом: Верно.
Кришнамурти: Ибо мой ум воспитан,