Оно или
приводит нас в крайнее замешательство или же мы от него просто уходим,
говоря:
'Ну, тут мы ничего не можем поделать'. А может быть это что-то такое,
что мы должны изучать, -- вы согласны? -- что-то такое, что нас должно
увлечь. Что это?
Это нечто нерушимо-твердое. Оно мне противостоит. Как я сказал, я мог
бы от него убежать, что я обычно и делаю. Или ему поклоняться. Или же
попытаться понять, что это такое. Когда я все это проделываю, я возвращаюсь
к прежнему стереотипу. И вот, стереотип отброшен. Когда мне встречает-ся
'X', как нечто неподвижное, я вижу, какова его природа. Я как человеческое
существо - подвижен, а 'X' - неподви-жен. При контакте с ним что-то
происходит, должно проис-ходить. Это не какая-то мистика, не оккультный
вздор, - это просто, не так ли?
Собеседник: Сэр, это действует подобно магниту, но ничего не разрушает.
Кришнамурти: Да, потому что вы не даете стереотипу уйти. Это не
является неудачей 'X'.
Собеседник: Этого я не сказал.
Кришнамурти: Это подразумевается. Следовательно, вы возвращаетесь
назад, вы зависимы.
Собеседник: Как это получается?
Кришнамурти: Я говорю, вы сталкиваетесь с 'X', и что происходит?
Собеседник: Вы сказали, и возникло усилие, чтобы понять.
Кришнамурти: А вот и вы, потерявшийся. Вы снова вернулись к прежнему
стереотипу. Вы его видите, ощущаете, вы его знаете, опознаете, - не имеет
значения, какое слово вы употребляете, -- он здесь.
Бом: В таком случае, не хотите ли вы сказать, что 'X' выражает
абсолютную необходимость не следовать прежнему стереотипу, потому что, как
вы видите, стереотип абсолютно не может работать.
Кришнамурти: Да, верно. Выразите это собственными словами.
Бом: И следовательно, неизменяемый, неподвижный - это и есть то, что вы
имеете в виду?
Кришнамурти: Да, я подвижен; 'X' - неподвижен.
Бом: Неподвижно, собственно, то, что за 'X', что действует в нем. Не
хотели бы вы так это выразить?
Кришнамурти: То, что действует -- это вначале какой-то толчок, это
естественно. Я двигался, двигался, двигался, и вдруг, столкнулся с чем-то
неподвижным. И в тот самый момент, очевидно, что-то происходит. Вы видите,
что проис-ходит. 'X' не становится, а я становлюсь. 'X' покончил с
объяснениями и всем прочим, и он указывает, что становле-ние болезненно. (Я
выражаю это кратко, в нескольких словах). Я сталкиваюсь с этим. Возникает
сенситивность. - Хорошо, давайте выразим это иначе. Объяснения и отказ от
всех объяснений - это сделало меня сенситивным, намного более бдительным.
Когда я сталкиваюсь с чем-то вроде 'X', естественно, возникает ответ не в
терминах объяснения и понимания. Возникает ответ на то. Тут должна быть
связь. Объяснения давались снова и снова. Я их выслушивал, и они делали меня
тупым, или я начинал понимать, что объяснения вообще не имеют никакой
ценности. Таким образом, в этом процессе я стал чрезвычайно сенситивным без
каких-либо объяснений. У меня на них аллергия!
Опасность есть также и в этом, ибо вы знаете, как люди говорят: когда
ты идешь к гуру, он дает; так что будь спокоен, ты получишь. Это - иллюзия,
вы знаете. Ну, я сказал достаточно.
Бом: Я мог бы только добавить, что когда видишь, что весь процесс
времени, знания и прочего не будет работать, он прекращается. И это делает
человека более восприимчивым - верно?
Кришнамурти: Да, ум становится острым.
Бом: Все это движение становилось помехой.
Кришнамурти: Да, психологическое знание сделало нас тупыми.
Бом: Оно удерживало мозг на пути, в котором не было необходимости.
Собеседник: Всякое знание?
Бом: Конечно, нет. Вы могли бы считать, что вот это знание не должно
делать вас тупым, знание, которое берет начало от той ясности, в которой по
существу нет знания...
Кришнамурти: Да. Вы помните, в наших дискуссиях мы говорили также, что
первооснова не есть знание.
Бом: Видите ли, самое главное, что она творит пустоту.
Кришнамурти: Вот именно.
Бом: Но это еще не первооснова, не сама первооснова.
Кришнамурти: Верно. Мы все это обсуждали. Я слушаю это в магнитофонной
записи, читаю в книге, и говорю: 'Да, это у меня есть'. Читая это, я получаю
объяснение, приобре-таю знание. И потом говорю: 'Я должен это иметь'.
Бом: Опасность в том, что существует большая трудность