Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

реке, несущей огромные массы воды, выливаясь из берегов.

И вот я - обыкновенный человек, достаточно разумный, - хорошо

начитанный, имеющий опыт, старающийся делать и то и другое, -- встречаю

того, кто полон этой страсти, и спрашиваю, почему не хочу я его слушать?

Собеседник: Мы, я думаю, слушаем.

Кришнамурти: Слушаем ли?

Собеседник: Да, я так думаю.

Кришнамурти: Просто двигайтесь очень, очень медлен-но. Слушаем ли мы

так полно, что нет никакого сопротивле-ния, не возникает никаких вопросов --

почему, в чем причина, почему именно я должен? Вы понимаете, что я имею в

виду? Со всем этим мы уже покончили. Мы без конца двигались в своем

пространстве, вперед, назад, в одну, в другую сторону, на Север, Юг, на

Запад и Восток. И вот приходит 'X' и говорит: 'Смотрите, существует нечто

абсолютно новое, совсем другой образ жизни, который предполагает, что вы

слышите во всей полноте'.

Собеседник: Если сопротивление и существует, то его просто не

замечаешь.

Кришнамурти: Не начинайте все сначала, не возвращай-тесь к вопросу,

почему вы сопротивляетесь. Понимаете, говоря так, я хочу указать вам на ваше

сопротивление, вы же возвращаетесь назад.

Собеседник: Кришнаджи, не было ли вашей первона-чальной задачей выйти

за пределы этого, когда вы приглаша-ли отказаться от слушания, от здравого

смысла, от мысли?

Кришнамурти: Да, но это всего лишь идея. Хотите ли вы проделать это?

'X' приходит и говорит: 'Глядите, берите это'.

Собеседник: Я взял бы это, если б мог это видеть.

Кришнамурти: О, да, вы можете видеть это очень ясно. Мы сказали, не

возвращайтесь к стереотипу. Глядите! Тогда вы спрашиваете, как вам глядеть,

и что такое прежний стереотип. Просто глядите! 'X' отказывается войти в этот

стереотип.

Собеседник: Стереотип объяснения?

Кришнамурти: Знания, всего прочего. Он говорит: 'Пре-одолейте это, не

возвращайтесь назад'.

Собеседник: Кришнаджи, если говорить об обычной ситуации в мире, то

существует некоторое число людей, которые подобными же словами просят

глядеть, отбросить мысль; если действительно глядеть, то можно было бы это

увидеть. Это то, что говорят нам священники. Так в чем же разница?

Кришнамурти: Нет, я не священник. Я отказался от всего этого. Я

отказался от церкви, богов, Иисуса, Будды, Кришны. Я покинул все это -

Маркса, Энгельса, всех аналитиков, всех ученых мужей -- всех. Вы этого не

сделали. Вы говорите: 'Нет, я не могу сделать это, пока вы не докажете мне,

что существует еще нечто за пределами всего'. А 'X' говорит: 'Сожалею'.

Имеет ли это какое-нибудь значение?

Бом: Да. Я думаю, мы скажем, что надо все знание оставить позади. Но

знание принимает множество тонких форм, которые мы не видим.

Кришнамурти: Конечно. Вы достигли всей полноты прозрения и потому

отбросили все знание. Другой же все старается переплыть пруд знания. А вы

требуете оставить это. В тот момент, когда мы вступаем в объяснения, мы

возвра-щаемся в ту же игру. И вы отказываетесь объяснять.

Видите ли, объяснения были лодкой, на которой можно переплывать на

другой берег. А человек на другом берегу говорит, что не существует никакой

лодки. Но 'X' торопит:

'Переправляйся!' Он требует чего-то невозможного, не прав-да ли?

Бом: Если это не случится прямо сейчас же, то это невозможно.

Кришнамурти: Абсолютно. Он требует чего-то такого, что невозможно

выполнить. 'X' встретился на моем пути как нечто совершенно незыблемое,

неподвижное. И я не знаю, как мне в отношении его себя вести: обходить,

избегать его или подойти к нему ближе. Я не способен как-либо действо-вать в

отношении его. Но 'X' не хочет от меня отступить, в том смысле, что я

наткнулся на что-то неподвижное, неодо-лимое, что неизменно присутствует,

оставаясь и днем и ночью со мною. Я не могу с этим бороться, потому что нет

ничего, за что можно было бы ухватиться.

Итак, что со мной происходит, когда я сталкиваюсь с чем-то

непроницаемо-твердым, неподвижным и абсолютно реальным, - что происходит со

мной? Не в том ли дело, что мы никогда еще не встречали ничего подобного? В

Гималаях можно взбираться на горы, но Эверест всегда на том же месте.

Подобным же образом возможно, что люди никогда еще не встречали чего-то

окончательного, чего-то абсолютно непод-вижного, неизменного.