реке, несущей огромные массы воды, выливаясь из берегов.
И вот я - обыкновенный человек, достаточно разумный, - хорошо
начитанный, имеющий опыт, старающийся делать и то и другое, -- встречаю
того, кто полон этой страсти, и спрашиваю, почему не хочу я его слушать?
Собеседник: Мы, я думаю, слушаем.
Кришнамурти: Слушаем ли?
Собеседник: Да, я так думаю.
Кришнамурти: Просто двигайтесь очень, очень медлен-но. Слушаем ли мы
так полно, что нет никакого сопротивле-ния, не возникает никаких вопросов --
почему, в чем причина, почему именно я должен? Вы понимаете, что я имею в
виду? Со всем этим мы уже покончили. Мы без конца двигались в своем
пространстве, вперед, назад, в одну, в другую сторону, на Север, Юг, на
Запад и Восток. И вот приходит 'X' и говорит: 'Смотрите, существует нечто
абсолютно новое, совсем другой образ жизни, который предполагает, что вы
слышите во всей полноте'.
Собеседник: Если сопротивление и существует, то его просто не
замечаешь.
Кришнамурти: Не начинайте все сначала, не возвращай-тесь к вопросу,
почему вы сопротивляетесь. Понимаете, говоря так, я хочу указать вам на ваше
сопротивление, вы же возвращаетесь назад.
Собеседник: Кришнаджи, не было ли вашей первона-чальной задачей выйти
за пределы этого, когда вы приглаша-ли отказаться от слушания, от здравого
смысла, от мысли?
Кришнамурти: Да, но это всего лишь идея. Хотите ли вы проделать это?
'X' приходит и говорит: 'Глядите, берите это'.
Собеседник: Я взял бы это, если б мог это видеть.
Кришнамурти: О, да, вы можете видеть это очень ясно. Мы сказали, не
возвращайтесь к стереотипу. Глядите! Тогда вы спрашиваете, как вам глядеть,
и что такое прежний стереотип. Просто глядите! 'X' отказывается войти в этот
стереотип.
Собеседник: Стереотип объяснения?
Кришнамурти: Знания, всего прочего. Он говорит: 'Пре-одолейте это, не
возвращайтесь назад'.
Собеседник: Кришнаджи, если говорить об обычной ситуации в мире, то
существует некоторое число людей, которые подобными же словами просят
глядеть, отбросить мысль; если действительно глядеть, то можно было бы это
увидеть. Это то, что говорят нам священники. Так в чем же разница?
Кришнамурти: Нет, я не священник. Я отказался от всего этого. Я
отказался от церкви, богов, Иисуса, Будды, Кришны. Я покинул все это -
Маркса, Энгельса, всех аналитиков, всех ученых мужей -- всех. Вы этого не
сделали. Вы говорите: 'Нет, я не могу сделать это, пока вы не докажете мне,
что существует еще нечто за пределами всего'. А 'X' говорит: 'Сожалею'.
Имеет ли это какое-нибудь значение?
Бом: Да. Я думаю, мы скажем, что надо все знание оставить позади. Но
знание принимает множество тонких форм, которые мы не видим.
Кришнамурти: Конечно. Вы достигли всей полноты прозрения и потому
отбросили все знание. Другой же все старается переплыть пруд знания. А вы
требуете оставить это. В тот момент, когда мы вступаем в объяснения, мы
возвра-щаемся в ту же игру. И вы отказываетесь объяснять.
Видите ли, объяснения были лодкой, на которой можно переплывать на
другой берег. А человек на другом берегу говорит, что не существует никакой
лодки. Но 'X' торопит:
'Переправляйся!' Он требует чего-то невозможного, не прав-да ли?
Бом: Если это не случится прямо сейчас же, то это невозможно.
Кришнамурти: Абсолютно. Он требует чего-то такого, что невозможно
выполнить. 'X' встретился на моем пути как нечто совершенно незыблемое,
неподвижное. И я не знаю, как мне в отношении его себя вести: обходить,
избегать его или подойти к нему ближе. Я не способен как-либо действо-вать в
отношении его. Но 'X' не хочет от меня отступить, в том смысле, что я
наткнулся на что-то неподвижное, неодо-лимое, что неизменно присутствует,
оставаясь и днем и ночью со мною. Я не могу с этим бороться, потому что нет
ничего, за что можно было бы ухватиться.
Итак, что со мной происходит, когда я сталкиваюсь с чем-то
непроницаемо-твердым, неподвижным и абсолютно реальным, - что происходит со
мной? Не в том ли дело, что мы никогда еще не встречали ничего подобного? В
Гималаях можно взбираться на горы, но Эверест всегда на том же месте.
Подобным же образом возможно, что люди никогда еще не встречали чего-то
окончательного, чего-то абсолютно непод-вижного, неизменного.