Кришнамурти: Возможно.
Бом: Я сказал бы, что в каком-то смысле, такой путь исследования был,
видимо, необходим.
Кришнамурти: Или не необходим.
Бом: Этого могло бы не быть, но, при наличии всей совокупности условий,
это обязательно должно было про-изойти.
Кришнамурти: Разумеется. Итак, теперь я подошел к тому пункту, когда
говорю: 'сбрасываем карту' - воспользу-емся этим словом -- сбрасываем все
это знание, потому что оно никуда меня не ведет, в том смысле, что я не
свободен от собственного эгоцентризма.
Бом: Но одного этого недостаточно. Хотя вы и говорите, что данный путь
исследования не сработал, вы всегда можете надеяться или допускать, что он
сработает. Тем не менее, фактически вы могли бы видеть, что он не может
работать.
Кришнамурти: Он не может работать. Это для меня ясно.
Бом: Если даже он не сработал, - этого недостаточно, чтобы сказать, что
он не может работать.
Кришнамурти: Он не может работать, потому что осно-ван на времени и на
знании, которое есть мысль. И эти объяснения также основаны на мысли, -- на
приобретении знания и т.д. и т.п. Могли бы вы так сказать?
Бом: Поскольку мы все это переживали, мы основывали свои объяснения на
знании и мысли. И не только на мысли, но и на привычных образцах искусства,
являющихся тоже продолжением мысли.
Кришнамурти: Итак, я их отбрасываю, не на время, не ради будущей
выгоды, а потому, что вижу, как эти образцы повторяются и повторяются;
различные краски, различные выражения, различные картины, различные образы -
я отбрасываю все это полностью. Вместо того, чтобы идти на Север, как я шел
в течение тысячелетий, я остановился и направился на Восток, а это означает,
что мой ум изменился.
Бом: Разрушилась ли структура 'я'?
Кришнамурти: Очевидно.
Бом: Без озарения?
Кришнамурти: Да. Я не хочу в данный момент вводить озарение.
Бом: Но именно озарение должно было это совершить. Я хочу сказать: для
того, чтобы получить представление о деятельности 'я', необходимо озарение.
Именно озарение привело к результату.
Кришнамурти: Я не хотел бы вводить это слово.
Бом: Когда вы сказали, что все это не может работать, я подумал об
озарении.
Кришнамурти: Что касается меня, то мне совершенно ясно, что это не
может работать. Но тогда мы снова возвра-щаемся к тому, как получить
озарение и т.д.
Бом: Но, отбрасывая это и просто говоря, что имело место озарение, мы
тем самым снимаем вопрос о том, как его получить.
Кришнамурти: Озарение, которое говорит 'аут'.
Собеседник: Аут стереотипу.
Кришнамурти: Нет, которое говорит, что покончено с этим постоянным
становлением через опыт, знание, стерео-типы. Покончено!
Собеседник: Могли бы вы сказать, что после озарения у вас совершенно
иной тип мышления? Очевидно, человек все же должен мыслить.
Кришнамурти: Я не уверен.
Собеседник: Ну, вы могли бы назвать это как-то еще.
Кришнамурти: О, я не хотел бы как-то это называть. Просто я, как
рыболов, всюду с удочкой. Прожив сотню лет, я вижу, что всякий указывает
путь прекращения 'я', осно-вывает его на мысли, времени и знании. И я
говорю:
'Извините, все это я знаю, это я уже применял. У меня было озарение, и
проблема 'я' перестала существовать. Следова-тельно, ум полностью разрушил
стереотип. Тем, что вы идете не на Север, а на Восток, вы ломаете стереотип.
Ну, хорошо. Предположим, д-р Бом получает такое озарение и
освобождается от стереотипа. Давайте поможем и другому человеку к этому
прийти. Не говорить ему, что он должен быть заинтересован, что он должен
слушать -- это значило бы возвращаться назад. - Вы следите? Что
представ-ляет собой ваше общение с другим человеком, если ему не удается
прорваться через всю эту путаницу? Что заставит меня постичь во всей полноте
то, что вы сказали, так, чтобы это вошло мне в кровь, в мой мозг, проникло
во все мое существо, постичь так, чтобы я это видел? Что вам делать? Или тут
ничего не поделаешь - вы следите за моим вопросом? Если к вам пришло
озарение, то это -- страсть, это не просто удачная догадка или приятный
отдых в удобном кресле. Это страсть, которая не даст вам спокойно сидеть, вы
должны двигаться, отдавать - что бы это ни было. Что же вам делать? Вы
несете в себе страсть огромного понимания. И эта страсть должна себя излить,
подобно