Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Кришнамурти: Возможно.

Бом: Я сказал бы, что в каком-то смысле, такой путь исследования был,

видимо, необходим.

Кришнамурти: Или не необходим.

Бом: Этого могло бы не быть, но, при наличии всей совокупности условий,

это обязательно должно было про-изойти.

Кришнамурти: Разумеется. Итак, теперь я подошел к тому пункту, когда

говорю: 'сбрасываем карту' - воспользу-емся этим словом -- сбрасываем все

это знание, потому что оно никуда меня не ведет, в том смысле, что я не

свободен от собственного эгоцентризма.

Бом: Но одного этого недостаточно. Хотя вы и говорите, что данный путь

исследования не сработал, вы всегда можете надеяться или допускать, что он

сработает. Тем не менее, фактически вы могли бы видеть, что он не может

работать.

Кришнамурти: Он не может работать. Это для меня ясно.

Бом: Если даже он не сработал, - этого недостаточно, чтобы сказать, что

он не может работать.

Кришнамурти: Он не может работать, потому что осно-ван на времени и на

знании, которое есть мысль. И эти объяснения также основаны на мысли, -- на

приобретении знания и т.д. и т.п. Могли бы вы так сказать?

Бом: Поскольку мы все это переживали, мы основывали свои объяснения на

знании и мысли. И не только на мысли, но и на привычных образцах искусства,

являющихся тоже продолжением мысли.

Кришнамурти: Итак, я их отбрасываю, не на время, не ради будущей

выгоды, а потому, что вижу, как эти образцы повторяются и повторяются;

различные краски, различные выражения, различные картины, различные образы -

я отбрасываю все это полностью. Вместо того, чтобы идти на Север, как я шел

в течение тысячелетий, я остановился и направился на Восток, а это означает,

что мой ум изменился.

Бом: Разрушилась ли структура 'я'?

Кришнамурти: Очевидно.

Бом: Без озарения?

Кришнамурти: Да. Я не хочу в данный момент вводить озарение.

Бом: Но именно озарение должно было это совершить. Я хочу сказать: для

того, чтобы получить представление о деятельности 'я', необходимо озарение.

Именно озарение привело к результату.

Кришнамурти: Я не хотел бы вводить это слово.

Бом: Когда вы сказали, что все это не может работать, я подумал об

озарении.

Кришнамурти: Что касается меня, то мне совершенно ясно, что это не

может работать. Но тогда мы снова возвра-щаемся к тому, как получить

озарение и т.д.

Бом: Но, отбрасывая это и просто говоря, что имело место озарение, мы

тем самым снимаем вопрос о том, как его получить.

Кришнамурти: Озарение, которое говорит 'аут'.

Собеседник: Аут стереотипу.

Кришнамурти: Нет, которое говорит, что покончено с этим постоянным

становлением через опыт, знание, стерео-типы. Покончено!

Собеседник: Могли бы вы сказать, что после озарения у вас совершенно

иной тип мышления? Очевидно, человек все же должен мыслить.

Кришнамурти: Я не уверен.

Собеседник: Ну, вы могли бы назвать это как-то еще.

Кришнамурти: О, я не хотел бы как-то это называть. Просто я, как

рыболов, всюду с удочкой. Прожив сотню лет, я вижу, что всякий указывает

путь прекращения 'я', осно-вывает его на мысли, времени и знании. И я

говорю:

'Извините, все это я знаю, это я уже применял. У меня было озарение, и

проблема 'я' перестала существовать. Следова-тельно, ум полностью разрушил

стереотип. Тем, что вы идете не на Север, а на Восток, вы ломаете стереотип.

Ну, хорошо. Предположим, д-р Бом получает такое озарение и

освобождается от стереотипа. Давайте поможем и другому человеку к этому

прийти. Не говорить ему, что он должен быть заинтересован, что он должен

слушать -- это значило бы возвращаться назад. - Вы следите? Что

представ-ляет собой ваше общение с другим человеком, если ему не удается

прорваться через всю эту путаницу? Что заставит меня постичь во всей полноте

то, что вы сказали, так, чтобы это вошло мне в кровь, в мой мозг, проникло

во все мое существо, постичь так, чтобы я это видел? Что вам делать? Или тут

ничего не поделаешь - вы следите за моим вопросом? Если к вам пришло

озарение, то это -- страсть, это не просто удачная догадка или приятный

отдых в удобном кресле. Это страсть, которая не даст вам спокойно сидеть, вы

должны двигаться, отдавать - что бы это ни было. Что же вам делать? Вы

несете в себе страсть огромного понимания. И эта страсть должна себя излить,

подобно