Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

и т.д.

Бом: Это все еще время.

Кришнамурти: Да. А что произойдет, если я прекращу все это,

действительно прекращу? Я не хочу даже мыслить в терминах стереотипа.

Никаких больше объяснений или но-вых поворотов, которые являются теми же

старыми поворо-тами! Итак, я говорю: 'Давайте полностью оставим эту сферу и

поглядим на проблему иначе, на проблему бытия, почему я всегда живу в этом

центре 'я'? Я - серьезный человек; я слышал все это и за пятьдесят лет уже

знаю все объяснения - что мне следовало, чего не следовало бы делать и т.д.

Могу я сказать: 'Хорошо, я хочу сбросить все это' ? А это означает, что я

остаюсь совершенно один. Это куда-нибудь ведет?

Бом: Возможно, да.

Кришнамурти: Думаю, это действительно ведет куда-то.

Бом: Мне кажется, основное, что вы хотите отбросить, это знание,

оставленное человечеством.

Кришнамурти: Это то, что я говорю.

Бом: Очевидно, оно не на своем месте.

Кришнамурти: Конечно. Всезнание и опыт, объяснения, причины, которые

человек сотворил - все это сбросить.

Собеседник: Но вы остаетесь все с тем же умом.

Кришнамурти: О, у меня не такой ум. Это не тот же самый ум. Когда я

сбрасываю все это, мой ум уже изменен, он уже есть то.

Собеседник: Нет, разве не является тем же умом и основная установка?

Кришнамурти: Которую я отбросил.

Собеседник: Но вы не можете отбрасывать это.

Кришнамурти: Нет, могу.

Собеседник: Я имею в виду, что это же организм.

Кришнамурти: Теперь подождите. Мой организм сфор-мирован знанием,

опытом. И больше всего знанием, которое я приобрел в период моей эволюции,

во время моего роста. Так как я накапливал все больше и больше знания, оно

меня делало сильнее, и я шел этим путем тысячи лет. А теперь я высказываю

предположение, что на эту проблему можно взглянуть совершенно иначе, то

есть, вообще не идти этим путем и сбросить все знание, которое я приобрел.

Бом: В этой сфере, в сфере психологии.

Кришнамурти: В сфере психологии, конечно.

Бом: По самой своей сути, по своему источнику это знание бесполезно.

Кришнамурти: Да.

Бом: Есть насущная необходимость в его сокращении.

Кришнамурти: Разумеется. Это ясно.

Собеседник: Но у меня вопрос. Ум в начале своей эволюции находился в

том же положении. В самом начале того, что вы называете человеком, ум был в

том же положе-нии.

Кришнамурти: Нет. С этим я не согласен. Почему вы так считаете? В тот

момент, когда ум возникает, он уже захвачен знанием. Вы так не считаете?

Бом: Я думаю, это заложено в самой структуре мысли.

Кришнамурти: Именно так.

Бом: Мысль прежде всего стремится иметь знание о внешнем, а затем

применяет его к внутреннему, не понимая, что тут скрыта ловушка.

Следовательно, мысль распростра-нила такого рода знание на сферу

психологического станов-ления.

Собеседник: Значит если ум начинал бы заново, то ему предстояло бы

повторить и все свои прошлые ошибки.

Кришнамурти: Нет, ни в коем случае.

Собеседник: До тех пор, пока он не научился бы.

Кришнамурти: Нет, я не хочу учиться. Вы по-прежнему следуете старой

тропой. Я не хочу учиться. Позвольте мне, пожалуйста, в это немного

углубиться.

Бом: Нам следовало бы это пояснить, потому что в других случаях вы

говорили, что важно учиться, даже, когда наблю-даете себя.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: А теперь вы говорите что-то совершенно иное. Нужно было бы

пояснить, почему это иначе. Почему вы исключили понятие учения на этой

стадии?

Кришнамурти: Потому что на этой стадии я все еще накапливаю память.

Бом: Но это было тогда, когда важно было получать знание о самом уме.

Кришнамурти: Не возвращайтесь назад. Я как раз дви-нулся дальше. Я

прожил шестьдесят, восемьдесят или сто лет. И я уже слышал все это - учителя

в Индии, христиане, мусульмане; я уже слышал все объяснения психологов,

Фрейда, Маркса и всех других.

Бом: Я думаю, мы могли бы немного продвинуться. Мы согласны с тем, что

это все негативные накопления, но вместе с тем, я, пожалуй, наблюдаю себя,

получаю знание о себе.

Кришнамурти: О себе, да, прибавляю это. И, наконец, говорю, что это,

быть может, неверный путь к пониманию.

Бом: Правильно. Исследуя этот путь, мы, в конце концов, оказались

способны увидеть, что он, возможно, ошибочен.