и т.д.
Бом: Это все еще время.
Кришнамурти: Да. А что произойдет, если я прекращу все это,
действительно прекращу? Я не хочу даже мыслить в терминах стереотипа.
Никаких больше объяснений или но-вых поворотов, которые являются теми же
старыми поворо-тами! Итак, я говорю: 'Давайте полностью оставим эту сферу и
поглядим на проблему иначе, на проблему бытия, почему я всегда живу в этом
центре 'я'? Я - серьезный человек; я слышал все это и за пятьдесят лет уже
знаю все объяснения - что мне следовало, чего не следовало бы делать и т.д.
Могу я сказать: 'Хорошо, я хочу сбросить все это' ? А это означает, что я
остаюсь совершенно один. Это куда-нибудь ведет?
Бом: Возможно, да.
Кришнамурти: Думаю, это действительно ведет куда-то.
Бом: Мне кажется, основное, что вы хотите отбросить, это знание,
оставленное человечеством.
Кришнамурти: Это то, что я говорю.
Бом: Очевидно, оно не на своем месте.
Кришнамурти: Конечно. Всезнание и опыт, объяснения, причины, которые
человек сотворил - все это сбросить.
Собеседник: Но вы остаетесь все с тем же умом.
Кришнамурти: О, у меня не такой ум. Это не тот же самый ум. Когда я
сбрасываю все это, мой ум уже изменен, он уже есть то.
Собеседник: Нет, разве не является тем же умом и основная установка?
Кришнамурти: Которую я отбросил.
Собеседник: Но вы не можете отбрасывать это.
Кришнамурти: Нет, могу.
Собеседник: Я имею в виду, что это же организм.
Кришнамурти: Теперь подождите. Мой организм сфор-мирован знанием,
опытом. И больше всего знанием, которое я приобрел в период моей эволюции,
во время моего роста. Так как я накапливал все больше и больше знания, оно
меня делало сильнее, и я шел этим путем тысячи лет. А теперь я высказываю
предположение, что на эту проблему можно взглянуть совершенно иначе, то
есть, вообще не идти этим путем и сбросить все знание, которое я приобрел.
Бом: В этой сфере, в сфере психологии.
Кришнамурти: В сфере психологии, конечно.
Бом: По самой своей сути, по своему источнику это знание бесполезно.
Кришнамурти: Да.
Бом: Есть насущная необходимость в его сокращении.
Кришнамурти: Разумеется. Это ясно.
Собеседник: Но у меня вопрос. Ум в начале своей эволюции находился в
том же положении. В самом начале того, что вы называете человеком, ум был в
том же положе-нии.
Кришнамурти: Нет. С этим я не согласен. Почему вы так считаете? В тот
момент, когда ум возникает, он уже захвачен знанием. Вы так не считаете?
Бом: Я думаю, это заложено в самой структуре мысли.
Кришнамурти: Именно так.
Бом: Мысль прежде всего стремится иметь знание о внешнем, а затем
применяет его к внутреннему, не понимая, что тут скрыта ловушка.
Следовательно, мысль распростра-нила такого рода знание на сферу
психологического станов-ления.
Собеседник: Значит если ум начинал бы заново, то ему предстояло бы
повторить и все свои прошлые ошибки.
Кришнамурти: Нет, ни в коем случае.
Собеседник: До тех пор, пока он не научился бы.
Кришнамурти: Нет, я не хочу учиться. Вы по-прежнему следуете старой
тропой. Я не хочу учиться. Позвольте мне, пожалуйста, в это немного
углубиться.
Бом: Нам следовало бы это пояснить, потому что в других случаях вы
говорили, что важно учиться, даже, когда наблю-даете себя.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: А теперь вы говорите что-то совершенно иное. Нужно было бы
пояснить, почему это иначе. Почему вы исключили понятие учения на этой
стадии?
Кришнамурти: Потому что на этой стадии я все еще накапливаю память.
Бом: Но это было тогда, когда важно было получать знание о самом уме.
Кришнамурти: Не возвращайтесь назад. Я как раз дви-нулся дальше. Я
прожил шестьдесят, восемьдесят или сто лет. И я уже слышал все это - учителя
в Индии, христиане, мусульмане; я уже слышал все объяснения психологов,
Фрейда, Маркса и всех других.
Бом: Я думаю, мы могли бы немного продвинуться. Мы согласны с тем, что
это все негативные накопления, но вместе с тем, я, пожалуй, наблюдаю себя,
получаю знание о себе.
Кришнамурти: О себе, да, прибавляю это. И, наконец, говорю, что это,
быть может, неверный путь к пониманию.
Бом: Правильно. Исследуя этот путь, мы, в конце концов, оказались
способны увидеть, что он, возможно, ошибочен.