так сильно пережива-ющим, чтобы я захотел преодолеть
стереотип?
Собеседник: Вы формулируете вопрос в терминах дейст-вия - пробиться,
отказаться. Не означает ли это, что все дело в видении?
Кришнамурти: Да. Покажите мне, помогите мне уви-деть, потому что я
сопротивляюсь вам. Мой стереотип так глубоко во мне укоренился, удерживает
меня - верно? Мне нужно доказательство, я хочу, чтобы меня убедили.
Собеседник: Мы должны вернуться к вопросу, почему мне нужно
доказательство? Почему я хочу, чтобы меня убеждали?
Кришнамурти: Потому что кто-то говорит, что стереотип - это глупый,
неразумный образ видения. Он показывает нам все следствия этого, причину
этого, а мы говорим: 'Да, но мы не можем от этого освободиться!'.
Бом: Вы могли бы сказать, что в этом сама природа моего 'я', что я
должен реализовать свои потребности, несмотря на то, что они неразумны.
Кришнамурти: Об этом я и говорю.
Бом: Сначала я должен понаблюдать за своими потреб-ностями, а затем
могу попытаться быть разумным.
Кришнамурти: Что представляют собой наши потребнос-ти?
Бом: Некоторые потребности реальны, некоторые вооб-ражаемы, но...
Кришнамурти: Да, это так. Воображаемые, иллюзорные потребности
оказываются сильнее, чем реальные.
Бом: Но, видите ли, я, быть может, нуждаюсь в уверен-ности, что я
добрый и справедливый, и в знании, что я непременно здесь буду всегда.
Кришнамурти: Помогите мне сломать стереотип.
Бом: Думаю, я должен увидеть, что он иллюзорен. Что делать, если мне он
кажется реальным? Потому что если реально то, что я здесь, то я нуждаюсь во
всем этом, и глупо говорить о разумности, если мне предстоит исчезнуть,
рассе-яться полностью или до какой-то степени. Вы предложили мне другое
состояние бытия, где я не существую - верно? А если существую, то оно уже не
имеет никакого смысла!
Кришнамурти: Да, именно так. Но я не там. Как человеческое существо я
допускаю, что небеса совершенны, но меня там нет; помогите мне, пожалуйста,
добраться туда.
Бом: Нет, это что-то другое.
Кришнамурти: Я понимаю, что вы имеете в виду.
Собеседник: Возможно ли увидеть иллюзорную природу самого этого
требования, этого моего желания достичь небес? Или желания быть
просветленным, быть этим или тем? Но сама проблема, само это требование...
Кришнамурти: Это требование основано на становлении, на 'больше'.
Собеседник: Оно иллюзорно.
Кришнамурти: Нет, это вы говорите.
Бом: Видите ли, вы мне это не показали.
Кришнамурти: Для вас это идея, всего лишь теория. Покажите мне.
Собеседник: Хорошо, действительно ли мы желаем ис-следовать этот
вопрос?
Кришнамурти: Желаем, но при одном условии - что в результате мы нечто
откроем. Увидим, как действует человеческий ум. Я готов взобраться на
высочайшую гору, если это что-то нам даст.
Собеседник: Может ли ум видеть существование такой проблемы?
Кришнамурти: Да, но он не может от нее освободиться. Собеседник: Ну,
если он видит... Кришнамурти: Вы попали в замкнутый круг! Бом: Ум видит
проблему абстрактно. Кришнамурти: Именно. Так вот, почему я воспринимаю ее
абстрактно?
Бом: Прежде всего потому, что так гораздо проще. Кришнамурти: Не будем
к этому возвращаться. Почему мой ум из всего делает абстракцию?
Бом: Давайте вначале скажем, что функцией мысли является в определенной
степени абстрагировать внешнее, но мы затем распространяем это и на
внутреннее. Эта мысль того же типа, что и прежняя.
Кришнамурти: Да. А не существует ли еще что-то, - я просто спрашиваю, -
что мы полностью упускаем? Это то, - если мне позволено указать, - что мы
все еще мыслим в рамках прежнего стереотипа.
Бом: Сам вопрос заключает в себе этот стереотип, не правда ли?
Кришнамурти: Да, но следование стереотипу является традицией.
Бом: Я имею в виду, что в самой постановке вопроса сохраняется
стереотип.
Кришнамурти: Да. В таком случае, можем ли мы всецело отойти от
стереотипа и посмотреть на него иначе? Может ли человеческий ум сказать, что
мы уже испытали все это -- Маркс, Будда, все, кто указывал то или другое. Но
после миллиона лет мы, видимо, все еще в какой-то степени продолжаем
оставаться в плену этого стереотипа, - когда говорим, что мы должны быть
заинтересованы, должны слушать, должны делать то-то