Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

несерьезно.

Бом: Награда - это часть стереотипа. Обычно, как правило, я себя

ограждаю и действую в рамках стереотипа за исключением тех случаев, когда

происходит что-то чрезвы-чайное.

Кришнамурти: Какой-то кризис.

Бом: Или когда не удалось добиться награды.

Кришнамурти: Да, конечно.

Бом: Это стереотип мышления. Люди должны были каким-то образом поверить

в его ценность. Если бы все мы смогли трудиться сообща и однажды достигли

гармонии, то каждый сказал бы: 'Прекрасно, я охотно откажусь от своего. Но

поскольку гармонии нет, мне лучше держаться того, что имею'. Это такой тип

мышления.

Кришнамурти: Держаться того, что известно.

Бом: Я не имею многого, но предпочел бы держаться того, что имею.

Кришнамурти: Да. Вы считаете, что если все так посту-пают, то и я

непременно должен им следовать?

Бом: Так принято думать. Потому что когда в чрезвычай-ных

обстоятельствах люди начинают объединяться, великое множество людей приходит

в движение.

Кришнамурти: Тогда люди создают коммуны. Но все они терпят неудачу.

Бом: Потому что через какое-то время это особое состо-яние уходит, и

люди возвращаются к прежнему стереотипу.

Кришнамурти: К прежнему стереотипу. Итак, я спраши-ваю, что заставит

человека пробиться через этот стереотип?

Собеседник: Имеет ли отношение к данному вопросу то, что мы

рассматривали раньше - время и прекращение времени?

Кришнамурти: Но я ничего не знаю о времени, я ничего не знаю обо всем

этом, для меня это всего лишь теория. Однако факт таков, что я захвачен

стереотипом и не могу его отбросить. Аналитики пытались это сделать,

религиозные люди пытались, но всех, кто пытался заставить людей обратиться к

разуму, постигала неудача.

Собеседник: Они не видели, что сама попытка отбросить стереотип или

покончить с конфликтом лишь усиливает конфликт.

Кришнамурти: Нет, это всего лишь теория.

Собеседник: Но вы можете им это объяснить.

Кришнамурти: Вы можете объяснить. Как мы говорили, существует множество

очень разумных объяснений. А в результате мы возвращаемся к прежнему

стереотипу.

Собеседник: Вы только тогда возвращаетесь, когда у вас нет подлинного

понимания проблемы.

Кришнамурти: Есть ли такое понимание у вас, когда вы это говорите?

Почему я или вы не сказали: 'С этим поконче-но!'? Вы можете представить мне

тысячу объяснений, и все, вероятно, достаточно логичные, но я спрашиваю,

сделали ли вы это?

Собеседник: Я не понимаю, почему вы спрашиваете, сделал ли я это.

Кришнамурти: Я не перехожу на личности. Вы даете объяснение, почему

люди не могут отойти от этого стереотипа или пробиться через него.

Собеседник: Нет, я даю вам больше, чем объяснение.

Кришнамурти: Что вы даете мне?

Собеседник: Если я наблюдаю нечто неправильное, то описание наблюдения

-- это нечто большее, чем просто объяснение.

Кришнамурти: Да, но могу ли я ясно это наблюдать?

Собеседник: В этом, конечно, проблема.

Кришнамурти: Тогда помогите мне увидеть это ясно.

Собеседник: Для этого должна быть заинтересованность.

Кришнамурти: Прошу вас, не говорите 'должна быть'. Я не заинтересован.

Я бываю заинтересован, как только что показал д-р Бом, когда существует

очень сильный кризис, такой как война. Тогда я забываю о себе. Фактически, я

рад, что забываю о себе, возлагая всю ответственность на генера-лов и

политиков. В момент кризиса я забываю, но когда кризис проходит, я

возвращаюсь к своему стереотипу. Так происходит постоянно. И вот, я

спрашиваю себя: 'Что заставит меня отказаться от этого стереотипа или

пробиться через него?'

Собеседник: Не означает ли это, что нужно увидеть ложное?

Кришнамурти: Покажите это мне.

Собеседник: Я не могу, потому что я этого не вижу.

Кришнамурти: Что мне, человеку, тогда делать? Вы объясняли мне десять

тысяч раз, как этот стереотип опасен, как разрушителен и прочее, но я всякий

раз к нему возвра-щаюсь. Помогите мне, или покажите' как сломать стереотип.

Вы понимаете мой вопрос ?

Собеседник: Значит, тогда вы заинтересованы?

Кришнамурти: Что заставит меня теперь быть заинтере-сованным?

Страдание?

Собеседник: Иногда, в какой-то момент оно заставляет, но оно проходит.

Кришнамурти: Итак, что заставит меня, человека, быть таким бдительным,

таким сознающим,