несерьезно.
Бом: Награда - это часть стереотипа. Обычно, как правило, я себя
ограждаю и действую в рамках стереотипа за исключением тех случаев, когда
происходит что-то чрезвы-чайное.
Кришнамурти: Какой-то кризис.
Бом: Или когда не удалось добиться награды.
Кришнамурти: Да, конечно.
Бом: Это стереотип мышления. Люди должны были каким-то образом поверить
в его ценность. Если бы все мы смогли трудиться сообща и однажды достигли
гармонии, то каждый сказал бы: 'Прекрасно, я охотно откажусь от своего. Но
поскольку гармонии нет, мне лучше держаться того, что имею'. Это такой тип
мышления.
Кришнамурти: Держаться того, что известно.
Бом: Я не имею многого, но предпочел бы держаться того, что имею.
Кришнамурти: Да. Вы считаете, что если все так посту-пают, то и я
непременно должен им следовать?
Бом: Так принято думать. Потому что когда в чрезвычай-ных
обстоятельствах люди начинают объединяться, великое множество людей приходит
в движение.
Кришнамурти: Тогда люди создают коммуны. Но все они терпят неудачу.
Бом: Потому что через какое-то время это особое состо-яние уходит, и
люди возвращаются к прежнему стереотипу.
Кришнамурти: К прежнему стереотипу. Итак, я спраши-ваю, что заставит
человека пробиться через этот стереотип?
Собеседник: Имеет ли отношение к данному вопросу то, что мы
рассматривали раньше - время и прекращение времени?
Кришнамурти: Но я ничего не знаю о времени, я ничего не знаю обо всем
этом, для меня это всего лишь теория. Однако факт таков, что я захвачен
стереотипом и не могу его отбросить. Аналитики пытались это сделать,
религиозные люди пытались, но всех, кто пытался заставить людей обратиться к
разуму, постигала неудача.
Собеседник: Они не видели, что сама попытка отбросить стереотип или
покончить с конфликтом лишь усиливает конфликт.
Кришнамурти: Нет, это всего лишь теория.
Собеседник: Но вы можете им это объяснить.
Кришнамурти: Вы можете объяснить. Как мы говорили, существует множество
очень разумных объяснений. А в результате мы возвращаемся к прежнему
стереотипу.
Собеседник: Вы только тогда возвращаетесь, когда у вас нет подлинного
понимания проблемы.
Кришнамурти: Есть ли такое понимание у вас, когда вы это говорите?
Почему я или вы не сказали: 'С этим поконче-но!'? Вы можете представить мне
тысячу объяснений, и все, вероятно, достаточно логичные, но я спрашиваю,
сделали ли вы это?
Собеседник: Я не понимаю, почему вы спрашиваете, сделал ли я это.
Кришнамурти: Я не перехожу на личности. Вы даете объяснение, почему
люди не могут отойти от этого стереотипа или пробиться через него.
Собеседник: Нет, я даю вам больше, чем объяснение.
Кришнамурти: Что вы даете мне?
Собеседник: Если я наблюдаю нечто неправильное, то описание наблюдения
-- это нечто большее, чем просто объяснение.
Кришнамурти: Да, но могу ли я ясно это наблюдать?
Собеседник: В этом, конечно, проблема.
Кришнамурти: Тогда помогите мне увидеть это ясно.
Собеседник: Для этого должна быть заинтересованность.
Кришнамурти: Прошу вас, не говорите 'должна быть'. Я не заинтересован.
Я бываю заинтересован, как только что показал д-р Бом, когда существует
очень сильный кризис, такой как война. Тогда я забываю о себе. Фактически, я
рад, что забываю о себе, возлагая всю ответственность на генера-лов и
политиков. В момент кризиса я забываю, но когда кризис проходит, я
возвращаюсь к своему стереотипу. Так происходит постоянно. И вот, я
спрашиваю себя: 'Что заставит меня отказаться от этого стереотипа или
пробиться через него?'
Собеседник: Не означает ли это, что нужно увидеть ложное?
Кришнамурти: Покажите это мне.
Собеседник: Я не могу, потому что я этого не вижу.
Кришнамурти: Что мне, человеку, тогда делать? Вы объясняли мне десять
тысяч раз, как этот стереотип опасен, как разрушителен и прочее, но я всякий
раз к нему возвра-щаюсь. Помогите мне, или покажите' как сломать стереотип.
Вы понимаете мой вопрос ?
Собеседник: Значит, тогда вы заинтересованы?
Кришнамурти: Что заставит меня теперь быть заинтере-сованным?
Страдание?
Собеседник: Иногда, в какой-то момент оно заставляет, но оно проходит.
Кришнамурти: Итак, что заставит меня, человека, быть таким бдительным,
таким сознающим,