видения этого.
Кришнамурти: Ум избегает этого.
Бом: Он избегает этого почти умышленно, но не совсем осознанно, подобно
тому, как люди в Индии всякий раз собираются удалиться в Гималаи, как только
оказываются в тупиковой ситуации.
Кришнамурти: Но это бессмысленно. Вы хотите сказать, что ум, так долго
живший в конфликте, отказывается от него уйти?
Бом: Непонятно, почему ум отказывается расстаться с конфликтом, почему
он не желает видеть полной бессмысленности конфликта. Ведь скрывая конфликт,
он обманывает себя.
Кришнамурти: Философы и так называемые религиоз-ные люди придают
большое значение борьбе, они особо подчеркивают важность усилия, контроля,
достижения. Не в этом ли причина того, что люди отказываются расстаться с их
образом жизни?
Бом: Возможно. Они надеются, что ведя борьбу, делая усилия, они
добьются лучшего результата. Так, чтобы не отказываться от того, что они
имеют, а улучшать это путем борьбы.
Кришнамурти: Человек прожил два миллиона лет, и чего он достиг? Больше
войн, больше разрушений.
Бом: Я пытаюсь сказать, что существует человеческая склонность
сопротивляться видению этого и надеяться, что борьба принесет что-то лучшее.
Кришнамурти: Я не вполне уверен, что мы достаточно ясно выразили то,
что интеллектуалы - я пользуюсь этим словом уважительно, - мыслящие люди во
всем мире особое значение придают фактору борьбы.
Бом: Многие из них, я полагаю.
Кришнамурти: Большинство из них.
Бом: Карл Маркс.
Кришнамурти: Маркс и даже Броновски, которые гово-рят, что нужно более
активно бороться, приобретать все больше знаний. Не в этом ли причина, что
интеллектуалы оказывают такое огромное влияние на наши умы?
Бом: Я думаю, люди так поступают независимо от какого-либо влияния на
них интеллектуалов. Видите ли, борьбе всюду придается огромное значение.
Кришнамурти: Я тоже так считаю. Всюду. Но почему?
Бом: Ну, вначале люди считали это необходимым, так как им приходилось
бороться с природой, чтобы выжить.
Кришнамурти: Таким образом, борьба с природой была перенесена в другую
сферу?
Бом: Да, это часть проблемы. Видите ли, вам нужно быть храбрым
охотником, а чтобы стать храбрым, вы должны бороться против собственной
слабости. Иначе вы не можете поступить.
Кришнамурти: Да, именно так. И не получается ли в таком случае, что
наши умы обусловлены, сформированы и удерживаются в рамках данного
стереотипа?
Бом: Это, конечно, верно, но отнюдь не объясняет, почему так необычайно
трудно это положение изменить.
Кришнамурти: Потому что я привык к такому порядку вещей. Я в тюрьме, но
к ней я привык.
Бом: Я думаю, что существует огромное сопротивление тому, чтобы уйти от
стереотипа.
Кришнамурти: Почему человек сопротивляется этому? Если вы приходите и
указываете на ошибочность, неразум-ность стереотипа, называете его причину и
следствие, приво-дите примеры, факты и все прочее? - Почему?
Бом: Именно это я и говорю. Если бы люди были способны стать полностью
разумными, они отбросили бы стереотип. Но я думаю, что тут существует нечто
большее. Это проблема. Она состоит в том, что сколько бы вы ни доказы-вали
неразумность стереотипа мышления, люди до конца его не осознают.
Обнаруживаясь на каком-то одном уровне, он продолжает скрыто существовать на
других, где люди его не сознают.
Кришнамурти: А что заставило бы их осознать?
Бом: Это нам и нужно выяснить. Я думаю, люди должны осознать, что перед
ними тенденция продлевания обусловлен-ности. Возможно, это просто привычка
или результат воздей-ствия многих старых взглядов на все, что происходит
сейчас, и чего люди не замечают. Существует так много различных причин,
которые удерживают людей в рамках этого стереоти-па. Вы могли бы кого-то
убедить в том, что стереотип не имеет никакого смысла, но как только дело
дойдет до действитель-ной жизненной ситуации, то перед ним откроется тысяча
других путей, которые в сущности продолжат тот же стере-отип.
Кришнамурти: Безусловно. И что тогда?
Бом: Тогда, думаю, человеку следовало бы проявить крайнюю
заинтересованность в том, чтобы все это прекра-тить.
Кришнамурти: Но что приведет человека к такой заин-тересованности?
Видите ли, людям предлагали в награду даже небеса, если они это сделают. Так
действуют различные религии, но это уж слишком