Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

видения этого.

Кришнамурти: Ум избегает этого.

Бом: Он избегает этого почти умышленно, но не совсем осознанно, подобно

тому, как люди в Индии всякий раз собираются удалиться в Гималаи, как только

оказываются в тупиковой ситуации.

Кришнамурти: Но это бессмысленно. Вы хотите сказать, что ум, так долго

живший в конфликте, отказывается от него уйти?

Бом: Непонятно, почему ум отказывается расстаться с конфликтом, почему

он не желает видеть полной бессмысленности конфликта. Ведь скрывая конфликт,

он обманывает себя.

Кришнамурти: Философы и так называемые религиоз-ные люди придают

большое значение борьбе, они особо подчеркивают важность усилия, контроля,

достижения. Не в этом ли причина того, что люди отказываются расстаться с их

образом жизни?

Бом: Возможно. Они надеются, что ведя борьбу, делая усилия, они

добьются лучшего результата. Так, чтобы не отказываться от того, что они

имеют, а улучшать это путем борьбы.

Кришнамурти: Человек прожил два миллиона лет, и чего он достиг? Больше

войн, больше разрушений.

Бом: Я пытаюсь сказать, что существует человеческая склонность

сопротивляться видению этого и надеяться, что борьба принесет что-то лучшее.

Кришнамурти: Я не вполне уверен, что мы достаточно ясно выразили то,

что интеллектуалы - я пользуюсь этим словом уважительно, - мыслящие люди во

всем мире особое значение придают фактору борьбы.

Бом: Многие из них, я полагаю.

Кришнамурти: Большинство из них.

Бом: Карл Маркс.

Кришнамурти: Маркс и даже Броновски, которые гово-рят, что нужно более

активно бороться, приобретать все больше знаний. Не в этом ли причина, что

интеллектуалы оказывают такое огромное влияние на наши умы?

Бом: Я думаю, люди так поступают независимо от какого-либо влияния на

них интеллектуалов. Видите ли, борьбе всюду придается огромное значение.

Кришнамурти: Я тоже так считаю. Всюду. Но почему?

Бом: Ну, вначале люди считали это необходимым, так как им приходилось

бороться с природой, чтобы выжить.

Кришнамурти: Таким образом, борьба с природой была перенесена в другую

сферу?

Бом: Да, это часть проблемы. Видите ли, вам нужно быть храбрым

охотником, а чтобы стать храбрым, вы должны бороться против собственной

слабости. Иначе вы не можете поступить.

Кришнамурти: Да, именно так. И не получается ли в таком случае, что

наши умы обусловлены, сформированы и удерживаются в рамках данного

стереотипа?

Бом: Это, конечно, верно, но отнюдь не объясняет, почему так необычайно

трудно это положение изменить.

Кришнамурти: Потому что я привык к такому порядку вещей. Я в тюрьме, но

к ней я привык.

Бом: Я думаю, что существует огромное сопротивление тому, чтобы уйти от

стереотипа.

Кришнамурти: Почему человек сопротивляется этому? Если вы приходите и

указываете на ошибочность, неразум-ность стереотипа, называете его причину и

следствие, приво-дите примеры, факты и все прочее? - Почему?

Бом: Именно это я и говорю. Если бы люди были способны стать полностью

разумными, они отбросили бы стереотип. Но я думаю, что тут существует нечто

большее. Это проблема. Она состоит в том, что сколько бы вы ни доказы-вали

неразумность стереотипа мышления, люди до конца его не осознают.

Обнаруживаясь на каком-то одном уровне, он продолжает скрыто существовать на

других, где люди его не сознают.

Кришнамурти: А что заставило бы их осознать?

Бом: Это нам и нужно выяснить. Я думаю, люди должны осознать, что перед

ними тенденция продлевания обусловлен-ности. Возможно, это просто привычка

или результат воздей-ствия многих старых взглядов на все, что происходит

сейчас, и чего люди не замечают. Существует так много различных причин,

которые удерживают людей в рамках этого стереоти-па. Вы могли бы кого-то

убедить в том, что стереотип не имеет никакого смысла, но как только дело

дойдет до действитель-ной жизненной ситуации, то перед ним откроется тысяча

других путей, которые в сущности продолжат тот же стере-отип.

Кришнамурти: Безусловно. И что тогда?

Бом: Тогда, думаю, человеку следовало бы проявить крайнюю

заинтересованность в том, чтобы все это прекра-тить.

Кришнамурти: Но что приведет человека к такой заин-тересованности?

Видите ли, людям предлагали в награду даже небеса, если они это сделают. Так

действуют различные религии, но это уж слишком