Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

имеется нечто существенное, что удерживает и

противится изменению.

Кришнамурти: Что это? Приведет ли нас куда-нибудь этот вопрос?

Бом: Пока мы по-настоящему этого не выясним, он никуда нас не приведет.

Кришнамурти: Я думаю, это невозможно было бы выяс-нить, если бы мы

обращались к собственному уму. Я просто спрашиваю, имеет ли смысл такой

вопрос, и имеет ли он отношение к тому, что мы обсуждаем. Или же мы просто

расширяем круг обсуждаемых проблем?

Бом: Я думаю, мы с полным основанием обсуждаем окончание времени,

окончание становления. Мы говорили о возможности контакта с первоосновой

через достижение полной разумности. А теперь мы могли бы сказать, что ум

неразумен.

Кришнамурти: Да, мы сказали, что человек в основе своей неразумен.

Бом: Это, быть может, и составляет часть проблемы. Если бы мы были

полностью разумны, то нам не было бы и необходимости приходить к

первооснове. Правильно?

Кришнамурти: Да. Мы говорили на днях об окончании времени. Ученые,

которые исследуют материю, хотели это выяснить. Так называемые религиозные

люди тоже старают-ся это выяснить, и не только на словесном уровне -

возможно ли остановить время. Мы рассмотрели это довольно внима-тельно и

говорим, что человек, который будет слушать, вполне может, благодаря

озарению, разгадать загадку окон-чания времени. Потому что озарение не

связано с памятью. Память - это время, это опыт, знание, накопленное в

мозгу, и т.д. Пока мозг оперирует знанием, нет никакой возможнос-ти

озарения, полного прозрения. Художник, ученый, музы-кант - все они знают

лишь частичное прозрение, а следова-тельно, они все еще связаны временем.

Возможно ли иметь полное прозрение, в котором больше не существует

'меня', потому что 'я' - это время? Не существует меня, моего эго, моего

сопротивления, моих обид и всего прочего. Может ли 'я' прекратить

существование? Это возможно только тогда, когда имеет место полное

прозре-ние. Мы это выяснили.

Мы рассматривали и вопрос: может ли человек пол-ностью покончить со

всей структурой 'я'? Мы ответили 'да' и устремились в глубину. Очень

немногие люди пожелают об этом слушать, потому что это слишком уж пугает. И

тогда встает вопрос: если 'меня' больше нет, то что же есть? Одна лишь

пустота? В ней нет ничего интересного. Но если разобраться без всякой мысли

о награде или наказании, то тут кое-что есть. Мы говорим, это нечто -

абсолютная пустота, которая есть энергия и тишина. Это звучит достаточ-но

приятно, но ничего не говорит обыкновенному человеку, который испытывает

глубокую потребность преодолеть рубе-жи, оказаться по ту сторону всего, по

ту сторону самого себя. Мы в своем исследовании устремились дальше:

сущес-твует ли что-либо вне всего этого? И мы говорим: существует.

Бом: Первооснова.

Кришнамурти: Первооснова. Не означает ли это, что начало такого

исследования состоит в том, чтобы слушать? Готов ли я как человеческое

существо полностью отказаться от своей эгоцентрической деятельности? Что

могло бы меня заставить от нее отказаться? Что могло бы заставить человека

отказаться от этой разрушительной, сконцентрированной на самом себе

деятельности? Если он откажется, движимый наградой или наказанием, то это

всего лишь другая мысль, другой мотив. Так что это не годится, 'сбрасываем

карту'. Что же тогда заставит человека сделать ренонс - если я могу

воспользоваться этим словом -- что заставит человека отвер-гнуть это

полностью и без мотива?

Видите ли, человек предпринимает всякие усилия в этом направлении -

голодание, различные формы самоистязания, отрицание себя через верование,

самоотречение посредством отождествления с чем-то большим. Все религиозные

люди пытались это делать, но 'я' все же остается.

Бом: Да. Вся эта деятельность не имеет никакого значе-ния, но это

почему-то не очевидно. Говорят обычно, что от всего, что не имеет значения,

в чем нет смысла, люди уйдут. Но в данном случае ум, кажется, противится

восприятию этого. Он это отвергает.

Кришнамурти: Ум сопротивляется постоянному кон-фликту и уходит от него.

Бом: Он уходит от факта, что этот конфликт не имеет для него значения.

Кришнамурти: Люди не видят этого. Бом: А также ум усвоил практику

намеренно уклоняться от