включает в себя ревность? Вы улавливаете? Неразумные люди
следуют шаг за шагом - они избавляются от ревности, от привязанности, от
гнева, избавляются от того, от другого. И это составляет непрерывный процесс
становле-ния - верно? А озарение, которое абсолютно разумно, стирает все это
сразу.
Бом: Правильно.
Кришнамурти: Это же факт? Факт, в том смысле, что 'Х' и 'У' никогда не
будут ревнивыми снова; никогда!
Бом: Мы должны это обсудить, потому что не ясно, как можете вы это
гарантировать.
Кришнамурти: О, да, это я гарантирую!
Бом: Хотя бы достигли этого те, кто способен слушать....
Кришнамурти: Для того, кто полон решимости добрать-ся до первоосновы,
самое важное - слушать.
Бом: Видите ли, ученые не могут всегда только слушать. Даже Эйнштейн и
Бор в какие-то моменты не были способны слушать друг друга. Каждый был
привязан к своей особой точке зрения.
Кришнамурти: Свою неразумность они воплотили в действие.
8 апреля, 19 80,
Охай, Калифорния.
Разрушение стереотипа эгоцентрической деятельности
Кришнамурти: Я хотел бы задать вопрос, который, возможно, к чему-то нас
приведет. Что способно заставить человека измениться глубоко,
фундаментально, в самой его основе? Человек переживает кризис за кризисом,
ему сопут-ствуют всевозможные беды, все эти войны, личная скорбь и т.д.
Недолгая привязанность, недолгая радость. Но все это, видимо, человека не
меняет. Что могло бы заставить его сойти с того пути, по которому он идет, и
двинуться в совершенно ином направлении? Я думаю, это одна из великих наших
проблем, не правда ли? Почему? Если кто-то действительно озабочен, как это и
должно быть, судьбой человечества, если кто-то обеспокоен всем тем, что
происходит, то каким должно быть правильное действие, которое заставило бы
человека изменить направление своего движения? Правомерна ли такая
постановка вопроса? Имеет ли этот вопрос какое-то значение?
Бом: Ну, до тех пор, пока мы не увидим такого действия, этот вопрос
особого значения иметь не будет.
Кришнамурти: А имеет этот вопрос все же какое-то значение?
Бом: Из этого вопроса, косвенно следует другой: что удерживает людей?
Кришнамурти: Да. Это то же самое.
Бом: Если мы могли бы выяснить, что удерживает людей на их теперешнем
направлении. ..
Кришнамурти: Не является ли это главной обусловлен-ностью человека,
этой ужасающей, сосредоточенной на самом себе установкой и деятельностью,
которая абсолютно не плодотворна? Кажется, что происходят изменения, имеются
какие-то достижения, но в самом главном человек остается тем же. Быть может,
это не определит основное содержание наших бесед в оставшиеся два или три
дня, но, думаю, мы могли бы с этого начать.
Бом: Вы уже имеете некоторое представление о том, что удерживает людей?
Существует ли что-то такое, что действи-тельно могло бы их изменить?
Кришнамурти: Думаю, да.
Бом: Тогда что это?
Кришнамурти: В чем препятствие? Можем мы, начиная с обусловленности
окружающей средой, идя от внешней человеческой деятельности, прийти к
внутренней? А затем увидеть, что внешнее есть внутреннее, что это одно и то
же движение, и выйти за его пределы, чтобы открыть для себя, в чем его
смысл? Можем мы так сделать?
Бом: Когда вы говорите 'внешнее', что вы имеете в виду? Социальные
условия?
Кришнамурти: Социальную обусловленность, религиоз-ную обусловленность,
воспитание, бедность, богатство, кли-мат, пищу, - внешние факторы. То, что
могло бы обусловли-вать ум, задавая ему определенное направление. Но,
продол-жая исследование, мы видим, что и психологическая обуслов-ленность
так или иначе происходит от обусловленности внешними факторами.
Бом: На образ мысли человека по существу оказывает влияние вся
совокупность отношений. Но это не объясняет, почему обусловленность такая
жесткая и почему она так удерживает.
Кришнамурти: Об этом и я спрашиваю.
Бом: Да. Если это всего лишь внешняя обусловленность, то можно было бы
ожидать, что она легче поддастся измене-нию. У вас, конечно, могли бы быть и
какие-то иные внешние условия.
Кришнамурти: Это уже пытались делать.
Бом: Да, вся надежда коммунизма была на то, что в новом обществе
появится новый человек. Но ведь ничего подобного не произошло! Думаю, что во
внутренней обуслов-ленности