время.
Кришнамурти: Разумеется, это понятно.
Бом: Вы говорите, что если мы не относимся к обиде, как к чему-то
длящемуся во времени, то она не имеет длительнос-ти?
Кришнамурти: Она не продолжается, она прекращается - потому что вы
ничем не становитесь.
Бом: В становлении вы всегда продолжаете быть тем, чем вы являетесь.
Кришнамурти: Верно. Продлевание того, что вы есть, только
видоизмененное...
Бом: Вот почему вы всячески стараетесь преодолеть становление.
Кришнамурти: Мы говорим об озарении. Мы говорим, что озарение не
включает в себя времени. Озарение -- не продукт времени, являющегося памятью
и т.д. Итак, сущес-твует озарение. Будучи свободным от времени, озарение
воздействует на память, воздействует на мысль. Это значит, что озарение
делает мысль разумной, но не ту мысль, которая основана на памяти. Что это
была бы тогда за мысль?
Нет. Подождите. Я не думаю, что мысль вообще прихо-дит. Мы говорим, что
озарение возникает, когда не существу-ет времени. Мысль, которая основана на
памяти, опыте, знании - это движение времени как становление. Мы говорим о
психологическом, а не о хронологическом времени. Мы говорим, что быть
свободным от времени предполагает озаре-ние. Озарение, будучи свободным от
времени, не содержит в себе мысли.
Бом: Мы говорили, что озарение может пользоваться мыслью.
Кришнамурти: Подождите. Я не уверен. Только давайте двигаться медленно.
Озарение могло бы пользоваться мыслью, если нужно было бы истолковывать, но
оно действует. До этого действие было основанным на мысли. А теперь, когда
существует озарение, есть только лишь действие. Зачем нужна вам мысль?
Озарение разумно, и вследствие этого разумно также его действие. Действие
становится неразум-ным, когда оно исходит из мысли. Следовательно, озарение
не пользуется мыслью.
Бом: Итак, нам надо сделать это ясным, потому что в определенной сфере
деятельности оно должно пользоваться мыслью. ... Если, к примеру, вы хотите
конструировать что-то, вы могли бы воспользоваться имеющейся в вашем
распо-ряжении мыслью, чтобы это выразить.
Кришнамурти: Это - не озарение.
Бом: Но как раз в этом случае вам было бы необходимо озарение.
Кришнамурти: Частичное. Ученые, живописцы, архи-текторы, врачи, артисты
и т.д. имеют частичное прозрение. Но мы говорим об озарении 'X' и 'У',
которые стремятся найти первооснову; они становятся разумными, и мы тут
говорим об озарении вне времени и, следовательно, вне мысли; мы говорим об
озарении как действии. И оттого, что озарение разумно, действие - разумно.
Вы мне простите, я не ставлю себя в пример, я говорю со всей скромностью.
Этот мальчик, этот молодой человек в 1929 году распустил 'Орден Звезды'.
Мысли тогда не было. Люди говорили: 'Сделай это', 'Не Делай этого', 'Сохрани
организацию', 'Не сохра-няй ее'. У него было озарение; он распустил
организацию. И все! Почему мы так нуждаемся в мысли?
Бом: Но вы же тогда воспользовались какой-то мыслью, распуская 'Орден',
чтобы сказать, когда это сделать, как это делать. -
Кришнамурти: Эти слова употреблялись просто для сообщения, для общения
с другими людьми.
Бом: Но какая-то мысль все же была необходима.
Кришнамурти: Принятое решение действует.
Бом: Я не имею в виду самого решения. Первичное действие не требует
мысли, а только то, что за ним последует.
Кришнамурти: Это - ничто. Это подобно движению упругой подушки,
движению отсюда сюда.
Бом: Да, понимаю. Тогда первичный источник действия не включает в себя
мысли.
Кришнамурти: Это все, что я хотел сказать.
Бом: Но это своего рода просачивание сквозь фильтр внутрь того...
Кришнамурти: ... это подобно волновому движению.
Собеседник: Совсем не обязательно, чтобы всякая мысль подвергалась
трансформации в этом процессе?
Кришнамурти: Нет, конечно. Озарение - вне времени, и, следовательно
мозг, как таковой, уже подвергся изменению.
Бом: Да, и теперь мы могли бы поговорить о том, что вы под этим
понимаете?
Кришнамурти: Не должен ли каждый человек к этому вопросу подойти
ответственно, тщательно разобраться в том, что такое озарение? Я поясню вам,
что имею в виду. Я ревнив. Не озарение ли, которое охватит всю сферу
ревности, способ-но с нею покончить? Покончить с завистью, жадностью и со
всем тем, что